Жизнь, тепло и счастье дала ей школа У меня до сих пор стоит перед глазами картина трехлетней давности: митинг у памятника выпускникам СОШ № 1, погибшим на войне. И выступление бывшего учителя (впрочем, неправильно это – бывших учителей не бывает) истории и обществознания Екатерины Михайловны Носаревой. Она сумела найти такие искренние слова, пронизанные болью сердца, выстраданные и проверенные временем, что у многих потекли слезы.
Подумалось тогда: чтобы слова учительницы так трогали душу, надо было самой пережить ужасы войны, испытать боль потерь. На самом деле, так и было в ее непростой и долгой жизни.
Когда началась война, ей, Катюше, не было еще и девяти лет. Жизнь и до войны в большом селе в Пензенской области была не из легких. В семье было семеро детей.
- Жили мы в колхозе хуже некуда, - вспоминает Екатерина Михайловна, – голодали. И лебеду ели, и прошлогоднюю картошку на полях собирали, пекли из нее «тошнотики». И работать в поле приходилось от зари до зари. А за трудодни в иной год совсем ничего не давали.
Отец был мастером на все руки – кузнецом, столяром, плотником, портным и мельником. На нем, на матери да на бабушке Евгении Степановне и держалась семья.
У Кати была особая тяга к учению. Электричества в селе не было, при свете коптилки приходилось овладевать знаниями.
От голода, от неустроенной жизни решил отец переселиться на Дальний Восток, в Приморье. Так и оказалась семья в 1940 году в Гродеково. Собралось их 20 семей из села, и на поезде «500-й веселый» (так он почему-то назывался) добирались они целый месяц. Колхоз им. Сталина, затем переименованный в им. Буденного (на его базе впоследствии была создана птицефабрика), да и само Гродеково после пензенской жизни показались им настоящим раем. Так много раз говорила Катина бабушка.
- Встречали нас здесь 20 мая 1940 года с оркестром, с хлебом-солью. Поразило, что везде уже было электричество, в домах радио. Нам выделили дом по улице Безымянной. В магазинах было много рыбы, икры, хлеба, булочек всяких, пряников с глазурью. Мы первый раз здесь увидели кукурузу, фасоль. Огород дали очень большой, мы в тот год все успели посадить - семенами, рассадой поделились соседи. Здесь вообще хорошие были люди. Вот с тех пор Гродеково, а затем Пограничный навсегда вошли в мою жизнь, - говорит Екатерина Михайловна.
В колхозе им. Сталина в первый же год за трудодни выдали семье в достатке зерна, меда, два мешка сахарного песка за выращенную свеклу.
В школу пошла в 3-й класс, досдав летом экзамены за неоконченный в связи с отъездом в пензенской школе 2-й класс. Отлично помнит свою учительницу в местной школе Елизавету Васильевну Колесникову. Сейчас это СОШ № 2, андреевская школа, которую Е. М. Носарева сама окончила и где немало лет затем проучительствовала.
- Помню первый день войны, - говорит Е. М. Носарева, - мама расстроилась, плакала. Бабушка все ахала и охала: как же так – жизнь вроде наладилась, а тут война проклятая…
Отец ушел на войну в 43-м. Сначала были письма, которые зачитывались до дыр, а потом – долгое и мучительное молчание. И только 26 ноября в 1947 году после запросов пришла скорбная весть – пропал без вести.
- Я и сейчас не теряю надежды найти хотя бы то место, пусть это будет братская могила, где похоронен отец. Везде делала запросы, писала во все инстанции, четыре года назад написала письмо в передачу «Жди меня». До сих пор жду, - с грустинкой в голосе замечает она.
Такая позиция говорит о силе характера моей героини, о цельности и целеустремленности натуры. Эти черты, которые в полной мере проявились в ней и во время учебы, а главное, за полвека на трудной ниве учительства. Но до педагогической стези надо было еще дойти.
Старший брат Владимир, военный медик, когда она в 1948 году окончила 10 классов, увез Катю во Владивосток, где она поступила в 11-й класс женской школы. После ее окончания можно было преподавать в начальной школе. Успешно отучившись, Катя получила направление учительницей младших классов в школу на станцию Океанскую, что под Владивостоком. Дали ей тогда вместе с направлением и подъемные в сумме 2,5 тысячи рублей. Это были по тем временам огромные деньги, которыми она умело распорядилась, и младшим сестренкам и братишкам помогла, ведь после нее в семье еще четверо детей оставалось.
И снова в ее судьбе переломную роль сыграл старший брат Владимир, который уговорил ее вернуться в Гродеково. Вернулась в свою родную андреевскую школу, где 18 лет проработала учителем начальных классов.
Екатерина Михайловна вспоминает, как целую неделю ходила вокруг своей бывшей школы, не решаясь зайти в учительскую, чтобы объявить о том, что она будет здесь работать учителем.
В то время директором была А. Н. Коротеева. Встретили ее в родной школе радушно. Нагрузка у молодой учительницы в 1949 году была, можно сказать, запредельная – 56 учеников. Но она с честью выдержала этот строгий экзамен, уготованный судьбой, на которую Екатерина Михайловна никогда не сетовала. Работала, учила и училась. Окончила педагогический институт, затем исторический факультет ДВГУ.
48 лет, 6 месяцев и 25 дней – таков педагогический стаж Екатерины Михайловны Носаревой, который говорит о неиссякаемом трудолюбии, увлеченности своим делом, где она является бесспорным авторитетом, ведь добилась тех высот, о которых в начале пути даже в самых дерзких мечтах не загадывала. Бывали времена, когда буквально с ног валилась от усталости, когда приходилось по три смены «пахать» свою педагогическую ниву, «сеять разумное, доброе, вечное» - с утра вела уроки в начальных классах, затем в средних и старших, а вечером спешила на занятия в вечернюю школу.
Это очень много, хотя порой и незаметно каждодневно совершать свой маленький подвиг, причем делать свое дело так, чтобы ученики получали не только знания, но и усваивали уроки истинной доброты, человечности, нравственности.
Работа настолько увлекала и поглощала ее, что она забывала о себе. Замуж вышла поздно, в 29 лет. Когда сдавала экзамен в университете, то маленькую дочурку Ольгу, оставила в приемной, попросив подружек-однокурсниц присмотреть за малышкой. Строгий преподаватель не мог понять, кто плачет за дверями, а когда узнал, что там в пеленках находится дочь студентки-заочницы, отругал ее, заставил взять ребенка на руки и отвечать на вопросы. Правда, долго не стал мучить, поставил привычную «пятерку» и сказал, чтобы в следующий раз приходила на экзамен с ребенком на руках.
- Понимаете, для меня труд, какой бы он ни был, - улыбается Екатерина Михайловна, - есть главная ценность, мерило всех ценностей. В детстве я мечтала стать учителем, потом врачом. Но если бы даже я работала простой колхозницей, крестьянкой, выращивала бы, к примеру, свеклу, как моя мама, то и здесь, полагаю, сумела бы добиться хороших результатов.
Тут я невольно обратил взор свой на руки моей героини, были они натруженные, мозолистые, угловатые. Руки человека, который накрепко связан с землей, с сельским хозяйством. А крестьянский труд никогда не был легким. Кстати, и первую свою награду – медаль «За доблестный труд в годы войны» она получила за то, что, не разгибая спинушки, рядом с матерью выращивала свеклу на колхозных полях.
А в 1971 году была удостоена высокой награды Родины – ордена Трудового Красного Знамени. Через семь лет награждена другим орденом – Октябрьской Революции. Дважды орденоносная учительница – явление для района, согласимся, не ординарное. И при всем при этом никакого зазнайства. Все такая же скромная, строгая, подтянутая, с горделивой осанкой и неизменной роскошной косой.
Можно без всякого преувеличения сказать, что Екатерина Михайловна живет по законам доброты и красоты. Всю жизнь она выращивает цветы. И щедро одаривает ими всех, кто с ней рядом. Труд на земле доставляет ей по сей день, несмотря на возраст, истинную радость. Не так давно пришлось расстаться с козочками, которых сама любила пасти на берегу реки, где расположен ее уютный домик по ул. Набережной, - ради уголка природы она оставила благоустроенную квартиру.
Самым ее любимым занятием является чтение. У нее большая библиотека, причем она постоянно пополняется, ведь Екатерина Михайловна выписывает много книг, журналов на исторические темы, газет. Недавно вот купила за 1000 рублей «Антологию чудес», прочитала и теперь собирается подарить своим знакомым учителям.
- Чтение периодики, - говорит она, - всегда начинаю с районки. С этой газетой не расстаюсь с тех пор, как стали мы жить в Гродеково. Не понимаю я тех людей, кто живет в районе и не выписывает свою родную газету. Надо знать край, в котором ты живешь, – это аксиома.
- Екатерина Михайловна, вас наградили орденом Октябрьской Революции. Как вы, историк, относитесь к ней, к революции, к смене наших ориентиров, ведь мы строили социализм, а теперь вернулись к капитализму? - спрашиваю у своей героини.
- Считаю, что революция была нужна. А вообще, при любом строе нужно работать с полной отдачей сил. Только так и никак иначе. Никто к нам не придет ни с запада, ни с востока, чтобы сделать для нас, россиян, хорошую жизнь. Всего надо добиваться самим.
К ней часто заходят, навещают ее бывшие ученики. Многие из них руководители крупных предприятий, ученые. И всем им она сумела привить любовь к истории, тому предмету, без которого немыслимо формирование личности, мировоззрения.
Кто мы без своих корней, без своих истоков? Человек без знания своего прошлого лишен и будущего, таково ее твердое убеждение.
Она сумела влюбить в свой предмет всех, даже тех, кто, казалось, был безучастен к любым знаниям. Вспоминает своего бывшего ученика Гену Л., который, побывав в тюрьме, получил там кличку «историк», так как с упоением рассказывал сокамерникам мифы Древней Греции, впервые услышанные из уст любимой учительницы. И примеров подобного рода можно привести великое множество.
Ей много раз предлагали стать директором, звали в районо, но она умела отказаться от самых заманчивых и лестных предложений, ибо никогда не была карьеристкой. Не состояла она и в партии, хотя тоже уговаривали и убеждали. Просто она уверена в том, что нет важнее и нужнее на земле профессии и миссии, чем учительская.
Вот что говорит заслуженный учитель РФ Алла Никифоровна Михайлова, проработавшая бок о бок с Е. Носаревой немало лет:
- Екатерина Михайловна - учитель от Бога. Это ее призвание, это ее жизнь, судьба-планида. Она строгая, но в то же время и очень-очень добрая.
Об этом говорили ее бывшие ученики А. Басюк, В. Молдованов, Л. Кожемякина, Р. Глапшун и другие.
Об этом могут сказать тысячи ее учеников, коллеги по учительскому делу.
Человек сам выбирает свой жизненный путь. И этот путь для такого поистине незаурядного, талантливого, щедрого на доброту человека, как Екатерина Михайловна Носарева, оказался поистине тернистым, нелегким, но потому и цена ее счастья высока. Такие люди, как Екатерина Михайловна, поистине являются гордостью нашего района.