Не запутаться в Сети Сейчас уже никого не удивить тем, что дети умеют пользоваться компьютером чуть ли не с пеленок. Совсем еще малыш, не умеющий писать и читать, хвастаются родители, может сам найти себе мультики в Интернете. И забывают, а может, и не задумываются о том, что во Всемирной паутине легко найти не только мультфильмы и смешные картинки…
Ведь еще никогда в мире не было такой ситуации, когда дети знают и умеют больше, чем их родители, а жизнь в Сети скрыта, и неизвестно, с кем ребенок общается, кто на него влияет, воздействует. Родители отмечают негативное влияние социальных сетей на детей, их пристрастие к проведению времени в виртуальном мире.
Если в реальном мире родители и старшее поколение семьи может научить детей, как правильно себя вести, чтобы не стать жертвой преступников, в мире виртуальном не все так просто, негативное воздействие бывает растянуто во времени, а зачастую взрослые не владеют компьютерной грамотностью.
Но что могут сделать взрослые, чтобы оградить детей и подростков от пагубного воздействия из Интернета?
В Пограничном прошло занятие родительской школы «Информационная безопасность детей». Тема эта становится с каждым годом все актуальнее, и все больше взрослых задумывается о том, как помочь детям, оградить их от информации, которая может негативно повлиять на психику, становление мировоззрения, осознание себя как личности.
Организатором родительской школы стал «Венец» – автономная некоммерческая организация содействия молодой семье, которая с помощью президентского гранта оказывает бесплатную методическую помощь жителям края. «Венец» проводит родительские школы совместно с инициативной группой общественного проекта «Детство в радости без опасности» при поддержке депутата Государственной думы РФ С. Сопчука и Приморского регионального отделения Всероссийского общественного движения «Матери России».
Собравшиеся заполнили анкету по теме, предложенную руководителем проекта Галиной Курносенок, узнали о том, как в соцсетях манипулируют сознанием детей, какие методы при этом используются.
Как рассказала Майя Шалунова, руководитель общественного проекта «Детство в радости без опасности», при неконтролируемом со стороны взрослых подходе Интернет может нанести вред психологическому и физическому здоровью несовершеннолетнего. И примеров тому много – это деятельность в Сети педофилов, организаторов суицидальных групп, распространителей наркотиков, вербовщиков экстремистских и террористических организаций и т. д.
Не стоит сбрасывать со счетов такие распространенные риски, как кибербуллинг (оскорбления в Сети, запугивание, угрозы), вторжение в частную жизнь (незаконное использование фотографий, личных сведений), киберпрестуность (сбор и использование информации с целью причинения вреда) и другие.
В то же время подростки сами могут стать распространителями информации, например, размещая экстремистские или другие материалы, за что последует ответственность, вплоть до уголовной. И это также нужно объяснять детям.
Опасностей в Сети много, но все же запрещать пользоваться Интернетом нельзя. Специалисты советуют научить ребенка правильно выбирать информацию, в Сети много полезных и развивающих ресурсов о науке, спорте, творчестве. Взрослые должны регулировать время, проведенное детьми в Интернете, в компьютерах и гаджетах для дошкольников и младших школьников применять функции родительского контроля.
Педагог-психолог Светлана Брижак обратила внимание на то, что негативное воздействие на ребенка внимательный взрослый может распознать по особенностям поведения, эмоциональной нестабильности.
– Следует обратиться к специалисту, если вы заметили у своего ребенка следующие признаки: снижение интереса к деятельности, уклонение от общения: нежелание идти в школу, общаться ос сверстниками, склонность к уединению, снижение успеваемости из-за трудностей концентрации внимания и нарушений запоминания, изменение сна и аппетита, вялость, хроническая усталость, грустное настроение или раздражительность, идеи собственной никчемности, показная бравада, агрессия, уходы из дома, – рекомендовала С. Брижак.
Психолог, врач-педиатр, член совета Приморского регионального отделения ВОД «Матери России» Оксана Лосова рассказала о психологических особенностях подросткового возраста, о том, как общаться с детьми, чтобы не возникал конфликт, что делать, чтобы помочь детям безопасно пользоваться Интернетом.
– Задача родителя – обеспечить правильную работу с компьютером, чтобы ребенок рассматривал его не как развлечение, а как средство обучения и развития. Начинать это нужно, когда ребенок еще маленький, объяснять, что не вся информация в Сети правдива. Нужно учить детей проверять найденную информацию по другим источникам, – посоветовала Оксана Лосова.
Красной нитью в родительской школе выступавшие проводили мысль о том, что доверительные отношения, уважительный контакт с ребенком – самое главное в воспитании. Своеобразная родительская «подушка безопасности» – любовь и доверие в семье. Тогда Интернет будет только помощником, а ребенок сможет расти уверенным в себе, успешным человеком.