Нестеровка: перспективы пока туманны О Нестеровке и нестеровцах приходилось за годы газетной работы писать много и в разные времена. В доперестроечные - в период расцвета хозяйства, в период перестройки, когда хозяйство начинало трясти и лихорадить, в тяжкую годину банкротства, когда руководство менялось чуть ли не ежемесячно и земля не обрабатывалась, зарастала сорняками, было ликвидировано свиноводство и на грани исчезновения было молочное животноводство. Специалисты разбегались, опытные механизаторы уезжали из села с семьями в поисках лучшей доли, а иные занялись личным подсобным хозяйством. Но так продолжалось до тех пор, пока Нестеровка не вошла в состав ООО «Рубиновское», которое, в свою очередь, входило
и до сих пор входит в систему холдинговой компании «Агро-Дэсун Ханка», корни которой обосновались в Южной Корее. Казалось бы, для нестеровцев наступили вполне благоприятные
и вселяющие оптимизм времена.
Пошли инвестиции, причем немалые, исчисляемые десятками миллионов рублей. Приобретались новые трактора, комбайны, сельхозмашины, инвентарь, началось строительство помещений для КРС, появились новые свинарники, склады, напольная сушилка, офисное помещение, мехмастерские. Стали распахиваться и засеваться заброшенные было земли. Правда, высокой урожайностью как ранних зерновых, так и сои нестеровские хлеборобы похвалиться не могли, несмотря на то, что здесь самые плодородные земли в районе. Впрочем, как утверждал прежний руководитель И. Ян, здесь «не гнались за сиюминутной выгодой, а нацеливались в своей работе на долговременную перспективу». А потому, исходя из подобной стратегии и тактики, не стремились к получению высоких урожаев сразу, впрочем, как и надоев.
Н. Титов: ликвидировать растениеводство нельзя.
А вот дела в свиноводстве шли неплохо. Под руководством бригадира Г. Пана (по итогам минувшего года он был признан лучшим бригадиром в районе) здесь в предельно сжатые сроки были построены 5 свинарников и почти в 10 раз выросло поголовье поросят при хорошей сохранности. Казалось бы, стоило только радоваться, что хозяйство возрождается и крепнет, что у людей появилась работа, стабильный заработок и надежды на лучшую жизнь. Сюда, в Нестеровку, из Рубиновки была перенесена головная контора сельхозпредприятия.
Но… все это в прошлом. В конце минувшего года Нестеровку залихорадило. Изменился подход к подбору руководящих кадров. Главного менеджера (именно так именовалась должность И. Яна) в начале декабря приказом директора ООО «Рубиновское» Р. Муратова, который живет во Владивостоке и в хозяйство наезжает по своему усмотрению, перевели на должность зам. директора по общим вопросам без права подписи на внутренних документах, как сказано в приказе. На его место был назначен Г. Пан, но и он проработал в этой должности недолго (в настоящее время не работает). Сейчас ВРИО управляющего отделением работает бывший гл. агроном совхоза, а затем и председатель сельхозкооператива Г. Моисеенко, по совместительству он еще и кочегар в котельной Дома культуры. Предусмотрел для себя этот запасной вариант, ибо не уверен в завтрашнем дне хозяйства.
Дважды автору этих строк пришлось побывать в отделении, чтобы попытаться разобраться в сложившейся ситуации в многострадальной Нестеровке: перед новым годом здесь два месяца не выдавали зарплату работникам.
Был приказ от 2 декабря 2008 года за подписью директора ООО «Рубиновское» Р. Муратова о том, чтобы передать всю сельскохозяйственную технику из Нестеровки в Рубиновку и ООО «Хорольсервис», т. е. в с. Хороль на хранение, а всю сельхозпродукцию вывезти на хранение в с. Камень-Рыболов на склады ООО «Агро-Дэсун Ханка».
Даже несведущему в аграрных вопросах человеку трудно назвать этот приказ продуманным, обоснованным и логичным. Если свести всю технику и продукцию в соседние районы, то как, а главное чем кормить свиней и коров с бычками, как вести полевые работы, которыми придется заниматься буквально через десяток дней. В хозяйстве, во всяком случае в нестеровском отделении, не собираются нынче сеять ни зерновые, ни сою, ни кукурузу, ни гречиху. А только около 1000 га планируют засеять многолетними травами. Сведущие люди на сей счет также могут пояснить, что после многолетних трав трудно будет заниматься возделыванием зерновых и пропашных культур на плодородных (подчеркнем это еще раз) нестеровских землях. Кстати, тот приказ о перебазировании сельхоз- техники в полном объеме так и остался не выполненным, хотя часть почво-обрабатывающей техники (в основном культиваторы) доставлена в Рубиновку.
Техника все-таки осталась на машинном дворе Нестеровки.
Почему же в Нестеровке решили свернуть зерновое растениеводство, которым успешно занимаются жариковцы, сергеевцы, бойковчане?
На этот вопрос бывший руководитель И. Ян заметил, что, по мнению руководства холдинговой компании, слишком убыточной была отрасль по итогам минувшего года. Получено было, дескать, 28 миллионов убытков. Сам И. Ян категорически не согласен с таким отрицательным сальдо в балансе. Так как часть полей ранних зерновых и кукурузы не успели убрать. Затем, как говорит И. Ян, по распоряжению высшего руководства куда-то на сторону ушло 100 тонн сои, за которые деньги на расчетный счет ООО «Рубиновское» так и не поступили, 25 тонн зерна кукурузы сгорело в бурту, часть убытков - около 1,5 млн рублей - на ООО «Рубиновское» повесили по статье расходов на строительство свинарников в с. Хороль.
- Все это вместе взятое, - говорит И. Ян, - и потянуло на наши убытки.
Мне кажется, - продолжает Илья Александрович, - наше руководство специально шло на то, чтобы сделать отрасль убыточной и доказать такой ценой несостоятельность нашего бывшего руководства. Приведу такой пример. Я договорился в прошлом году перед посевной с директором ОАО «Жариковское»
В. Кравчуком закупить в этом хозяйстве семена кукурузы по 12 рублей за 1 кг, но к моему предложению не прислушались, а закупили в соседнем районе семена по 57 рублей. Кроме того, нас заставляли сеять сою и кукурузу на зерно, когда все допустимые агротехнические сроки уже прошли, то есть заведомо обрекая на то, что урожай не будет убран с полей или же будет убран с максимумом потерь. Отсюда и наши убытки. Плохо, когда слишком много командиров, причем далеко не все из них знают толк в сельскохозяйственном производстве. Вот мы в Рубиновке понастроили столько теплиц, понесли такие затраты. И что в итоге? Эти теплицы не используются, стоят как памятники бесхозяйственности, так как наши экономисты подсчитали, что заниматься овощеводством в открытых и закрытых грунтах невыгодно. Но почему же это, то есть подобные расчеты, нельзя было сделать до строительства теплиц?
Думается, что не только обида на руководителей компании за то, что он пришелся не ко двору, сидит занозой в душе И. Яна.
- Поймите, - говорит он, - мне сейчас крайне неудобно перед теми 40 людьми (речь идет о корейцах), которых я по просьбе руководства холдинга уговорил уехать из Узбекистана и Казахстана на постоянное место жительства в Рубиновку, пообещав им и работу, и жилье. В настоящее время большинство из них осталось без работы. Так нельзя поступать с людьми. Надо уважать законы РФ, той страны, в которой мы живем и гражданами которой являемся.
Заметим, что в данном случае трудно судить о позиции руководства холдинга, так как нам неизвестны истинные мотивы в кадровой политике, в хозяйственных делах. По словам И. Яна, экономические вопросы на примере действий руководителей холдинга тесно переплелись с клановыми и религиозными интересами и мотивами. Ведь изначально инвестирование их производства шло через одну из влиятельных религиозных организаций Южной Кореи.
Прояснить в какой-то степени ситуацию помогли беседы с нестеровцами. Завскладом, завгар и механик (в одном лице) Николай Титов, механизаторы Александр Каструбин и Алексей Титов высказали немало дельных предложений на счет того, как следовало бы строить хозяйственную политику на селе. Посетовали на низкие зарплаты, на отсутствие четкого планирования, на то, что нет обоснованных расценок по разным видам и категориям работ. На то, что нет в нынешнем ООО профсоюза, который бы отстаивал и защищал права рабочего человека.
Был приведен и такой негативный пример. Со всех работников в прошлом году с зарплаты высчитывали 3% взносов «неизвестно для кого и для чего», как сказал Н. Титов. При этом работники были предупреждены - не будешь платить 3%, не получишь кормов для личного подворья. Пришлось терпеть и эти вычеты из скромных зарплат.
Словом, вопросов, нерешенных проблем в Нестеровке накопилось изрядно. Не все ладится на свиноферме, здесь большой падеж. Из-за неясности и неопределенности планов на будущее на период весенне-полевых работ в хозяйстве слабо идет подготовка техники. Кстати, мехмастерские здесь так и не смогли довести до ума, то есть утеплить.
Ясность в отношении будущего хозяйства не смог внести и начальник отдела сельского хозяйства администрации района В. Цыбаков, который часто бывает в Нестеровке, знает положение дел, но не знает, чем руководствуется руководство холдинга на перспективу. Трудно предположить, какова она будет для нестеровцев.
Сейчас многие, объясняя причину неудач, экономических трудностей, ссылаются на кризис. В Нестеровке же, на мой взгляд, наблюдается кризис от безвластия. Что ж, можно сказать, что жив курилка - нестеровский синдром, о котором не раз приходилось писать и автору этих строк.