Память нужна живым… Загадочная история заброшенных воинских захоронений близ Духовского, похоже, понемногу начинает проясняться. Напомню, что весной 2004 года «Вестник Приграничья» писал о находке Виктором Бушуевым в нескольких километрах от Духовского заросшего травой и кустарником воинского захоронения. Виктор Николаевич о заброшенных в сопках могилах сообщил в районный военкомат, районный музей, среднюю школу № 1.
Позже поисковая группа, в которую вошли специалист Пограничного райвоенкомата С. М. Воднева, директор районного музея А. П. Арбузова, учитель истории Г. В. Костырина и несколько учеников 10-го класса, побывала на месте захоронения советских воинов.
Информацию районной газеты перепечатала краевая газета «Владивосток», и приморцы узнали, что «Среди белоствольных берез обнаружили около двух десятков могил. На двух можно было увидеть потускневшие металлические пластины. На одной выбита надпись “Гвардии рядовой Литвиненко Иван Иванович, родился в 1917 году, умер 6 августа 1945 года” и на другой – “Абрамов Дмитрий Михайлович, родился в 1900 г., погиб в 1945 году”. Остальные 15 могил – безымянные. Похоже, что когда в селе Духовском был расквартирован мотострелковый полк, то за этими могилами осуществлялся уход. После ухода полка Камень-Рыболовской дивизии в Духовском некоторое время находился погранотряд особого назначения, командование которого вряд ли знало о существовании воинских захоронений. А потом появился учебный центр ТОРУ, но и он вскоре прекратил свое существование. Так оказалось, что уже много лет за могилами павших солдат ухаживать некому».
…Оказалось некому ухаживать за лесным погостом и после публикаций. Почему-то специалисты военкомата не взялись за это дело, не принялись восстанавливать истину. Информация прошла мимо и местных властей.
Со времени тех публикаций пролетело шесть лет, что же за это время было сделано, чтобы обиходить заброшенные могилы, выяснить имена захороненных там советских воинов?
Активные действия начались совсем недавно. Как рассказал начальник мобилизационного отдела районной администрации Анатолий Долженко, который возглавил поисковую группу, написаны запросы в штаб округа, штаб 5-й армии, но ответа пока нет.
В начале апреля поисковики побывали в сопках, нашли заветную поляну с ровными рядами могильных холмиков. За прошедшее время здесь было несколько палов, об этом свидетельствуют почерневшие стволы берез. Табличка, та, на которой было написано имя Ивана Ивановича Литвиненко, сильно пострадала от огня, от нее осталась лишь маленькая часть.
Табличка с именем Дмитрия Михайловича Абрамова также пострадала, но еще можно прочесть фамилию похороненного солдата, более мелкие буквы нечитаемы...
Как выяснил Анатолий Долженко, забытое захоронение было «потеряно» не так давно. На послевоенных картах и на автомобильных картах более позднего времени, вплоть до конца 80-х годов, оно еще значится. Видно, именно в постперестроечное переломное время затерянные в сопках могилки оказались позабыты. Подтверждает этот факт недостроенный и уже разваливающийся постамент на поляне, датированный 1989 годом.
О перезахоронении солдат пока речь не идет. Они покоятся в отдельных могилах, по всему видно, что похоронены были не наспех в условиях боя, в воронках или окопах, при наступлении, а согласно правилам. Скорее всего, аккуратные ряды могил появились возле полевого госпиталя в дни, когда войска готовились к атаке. И многие годы за лесным погостом ухаживали военные, и в памятные дни оказывали воинские почести.
О том, что, скорее всего, это захоронения госпитальные, говорит и надпись на могиле Ивана Литвиненко - «умер 6 августа 1945 года». Умер, не погиб. Хотя рядом покоится Дмитрий Абрамов, который «погиб в 1945 году».
Всего же летом 1945 года в Гродековском районе располагалось около десятка госпиталей - хирургические полевые подвижные, эвакогоспитали, терапевтические, инфекционные. Больше всего, конечно, хирургических, ведь наш район в конце лета 1945 года был настоящим плацдармом, на котором подготавливалась и разворачивалась военная наступательная операция. К государственной границе скрытно передвигалось огромное количество войск. Они были сосредоточены в лесных массивах близ сел и поселков, поскольку действовала установка на достижение внезапности наступления, были приняты строгие меры маскировки.
В районе Духовского в конце лета 1945 года стояло три госпиталя: два хирургических полевых подвижных госпиталя № 2407 и № 650 и инфекционный № 4250. Может быть, один из них имел возможность хоронить умерших бойцов, не вывозя в Пограничный.
Возможно, поисковики смогут раздобыть архивные сведения из этих госпиталей. Но пока наша работа по розыску имен на сайте ОБД «Мемориал» не увенчалась успехом. Одних только полных тезок Ивана Ивановича Литвиненко, воевавших в 1941-45 годах, нашлось около трехсот, но нужного нам не числится. Не обнаружили мы и того самого Дмитрия Михайловича Абрамова, хотя и его полных тезок нашлась не одна сотня.
Выходы на сайт передачи «Жди меня», на форум поисковых движений, поисковый сайт «Солдат.ру» вызвали немало откликов от тамошних активистов, но ощутимых результатов не принесли.
Приятно, что проблемой заброшенных могил в сопках близ Духовского заинтересовались десятки людей со всей России, но и нам, жителям Приграничья, нужно активизировать поиски, постараться восстановить имена всех захороненных, быть может, найти их родственников.
Поиском занимался житель Пограничного Дмитрий Макушкин, который также случайно набрел в лесу на поляну с могилами солдат. Поскольку сейчас единственная табличка с именем погибшего в 1945 году Абрамова стала практически нечитаема, Дмитрий Макушкин не смог восстановить полностью запись и разыскивал только по фамилии, что, естественно, делать еще сложнее.
Дмитрий поделился, что вместе с друзьями нашел в Интернете информацию о захоронении в 6 километрах юго-восточнее деревни Ново-Алексеевки (а рядом с Духовским располагалась застава Ново-Алексеевская) группы солдат. Стали известны имена 13 человек. Но смущает, что указан район захоронения не Гродековский, а Хорольский. Значит, не то? Но нам хорольские журналисты из газеты «Рассвет» сообщили, что в их районе не было и нет деревни Ново-Алексеевки. Дмитрий и его друзья продолжают исследования. Могилы не должны быть безымянными.
Пока энтузиасты ведут розыск, надо заняться облагораживанием захоронения. Как рассказал А. Долженко, в начале мая специально организованная группа из жителей Приграничья примет участие в полевом выходе и приведет в порядок могилы, дорогу к ним. А накануне 9 Мая к могилам советских воинов будут возложены венки, дан оружейный залп.
Дина Бушуева.
Фото В. Бушуева.
На снимке: Здесь покоятся советские солдаты.