Дорога к храму Недавно наши места посетила не совсем обычная гостья. На некоторое время она остановилась у родственников в п. Пограничном, побывала на родине своих предков в селе Жариково, погостила в г. Уссурийске, навестила родню в селе Платоновка Ханкайского района, откуда сама родом…
Все эти приморские уголки оказались родными и близкими для мантийной монахини Рафаилы, которая в настоящее время несет послушание в Спасо-Казанской женской обители Псковской епархии. В мирской жизни она - Людмила Иннокентьевна Иващенко, наша землячка. Здесь ее корни, могилы предков, в соседнем районе она родилась, росла, училась в г. Уссурийске, отсюда началась ее долгая и уверенная дорога к храму.
Отправилась монахиня в дальнюю дорогу с особым поручением от Псковской епархии. Ее направили в наши края для проведения генеалогического исследования старейшего рода миссионеров, какими являлись родоначальники их фамилии.
По крупицам собирает она родословную пращура Гавриила Иващенко, который первый из родни заселился на Дальний Восток приблизительно в 1866 году. Один из его четырех сыновей – Иван Гаврилович – дедушка нашей гостьи, стал первопоселенцем села Жариково. Выходец из г. Белгорода, он окончил Киевскую духовную семинарию и как миссионер представлял на новом месте жительства русскую православную церковь.
Теперь Монахиня Рафаила отыскивает скупые факты, редкостные свидетельства об истории жизни их многочисленного рода. Разыскивает сведения о своем дедушке – священнослужителе-миссионере, у которого были дочь и 8 сыновей, среди них ее отец Иннокентий, в архивах Пограничного, Уссурийска, Владивостока.
Все скрупулезно собранные сведения она аккуратно систематизирует, записывает для последующего составления схемы генеалогического древа. Вот что на данный момент ей удалось собрать из истории рода.
Дедушка Иван Гаврилович Иващенко прибыл с семьей в порт Владивосток через Индийский океан. Уезжая из Белгородчины, переселенцы везли с собой саженцы и семена, и даже камни для гнета капусты, приговаривая: «А то может там и камнив нема…» Причалив к берегу, увидели, что здесь сплошные камни и дремучая тайга кругом. Камни потом хранились в семьях новоселов как драгоценные реликвии, напоминания о далекой родине.
На новом месте стали разделывать землю, выжигать деляны с буйной дикой растительностью и сеять пшеницу. Грамотный дедушка выписывал сельхозжурналы, из Америки – сельхозтехнику, учил крестьян правильной обработке земли, севооборотам и другим премудростям земледелия. Он служил ктитором (старостой – прим. автора) церкви, имел по тем временам богатую библиотеку.
Полноценная крестьянская жизнь продолжалась вплоть до революции. А потом начались смутные времена, зарождалась зависть к крепким хозяева, по сути дела труженикам и молитвенникам. Летом 1919 года дедушка Иван был убит на заимке, хозяйство разграблено, библиотека уничтожена. Похоронен он был в селе Жариково. Его могила была рядом с церковью Покрова Божьей матери, но следов найти не удалось. На этом месте давно построены гаражи…
Встретились мы с Людмилой Иннокентьевной в архиве Пограничного района, где она просматривала метрические книги, изучая по церковным записям даты и события жизни предков. Многие факты биографии семьи сохранились. Именно в нашем архиве она нашла записи рождения и бракосочетания сыновей Ивана Гавриловича. Сохранилась запись рождения ее отца - Иннокентия Ивановича, 1917 года рождения, младших его братьев. Здесь за беседой об истоках ее родословной поведала она о своем пути к Богу, как вера привела ее к глубокому служению Господу и монашескому послушанию. - Людмила Иннокентьевна, наверное, не просто было вам, дочери военнослужащего, в советское время проторить дорогу к вере. Как это происходило?
- У меня с раннего детства была тяга к Богу, может неосознанно, но мне было интересно бывать в церкви. Папа у меня пограничник, и я родилась в День пограничника, 28 мая, за три недели до начала войны в 1941 году. Из Платоновки папу перевели в Уссурийск. Мне было тогда 8 лет. Помню, как мама давала мне по воскресеньям рубль, на него я ходила в кино, а потом, словно ноги сами несли, заходила в церковь. Там батюшка прихожан причащает, просфорочки раздает, и я в очередь становилась, получала причастие. Почему-то он меня даже не спрашивал, почему я одна, крещеная ли.
Конечно, к служению Богу я пришла тернистым путем. Муж был военным, служил в ракетных войсках, жизнь проходила в закрытых гарнизонах, где речи не могло быть, чтобы помолиться и посетить храм. Но я чувствовала в себе стремление иметь Библию, научиться читать на церковно-славянском языке. Свершилось это уже после окончания службы мужа. Для постоянного места жительства мы всей семьей (к тому времени уже внуки появились) выбрали Калининградскую область, город Черняховск. Начали там строить большой дом. В то время уже стали открываться и строиться храмы, люди потянулись к вере, принимали обряды крещения. Я тогда сама покрестилась, дети и внуки приняли крещение, регулярно ходили в церковь. - Но для принятия монашеского послушания нужно было получить особое благословение церкви?
- От местных прихожан я услышала, что люди ездят куда-то в монастыри. Мне так захотелось побывать в монастыре, почувствовать ту особую атмосферу намоленного места, присутствие Божие. Так состоялась первая моя поездка в Печоро-Двинский монастырь. Как раз был Великой пост, месяц я там провела в молитвах.
А потом много ездила в паломнические поездки в обители Печоры, в Снетогорский монастырь, на остров Залит к отцу Николаю (Гурьянову), известному псковскому старцу. Вот он мне назначил постриг, время указал, имя дал Рафаила. Искус, по мирскому - испытательный срок, длился 10 лет. За это время внучка моя стала матушкой, окончила Смоленское духовное училище. Сама я несла послушание в Псковском Епархиальном управлении, помогала в монастырях, храмах. В 2008 году по благословению Его Высокопреосвященства митрополита Евсевия была пострижена архимандритом в малую схиму (степень монашества – прим. автора). - Вы давно не бывали на своей малой родине. Какими вам показались эти места после долгой разлуки?
- Последний раз здесь была 20 лет назад. Конечно, многое изменилось. Особенно грустное впечатление осталось после посещения родной Платоновки, деревня пребывает в разрухе, выглядит неухоженной, заброшенной. А с детства у меня о ней сохранились яркие воспоминания. Как сейчас помню необыкновенной красоты сиреневые сопки от буйно цветущего багульника.
Как оказалось, главой Ханкайского района является мой племянник Павел Анатольевич Иващенко. Мы с ним встретились, и он помог мне побывать на могилках родственников. Съездили в село Жариково, где на ул. Украинской жил мой дядя Ваня. Отыскали его домик, сфотографировали на память. - Материалы, которые вы собираете, будут использоваться только в семейных целях или они имеют определенную историческую ценность?
- Собранные мною сведения ждут на факультете теологии в ДВГУ г. Владивостока. Там есть специалисты, которые интересуются материалами о миссионерском движении, готовят научные разработки по этой теме. Главное же для меня, почему я здесь - так это собрать как можно больше данных, каких-то фактов, подробностей о корнях нашего большого рода. Я убеждена, что историю своих предков должен знать каждый человек.