За цифрами – большая работа 8 сентября в России отмечается профессиональный праздник специалистов финансовой сферы – День финансиста. Именно в этот день 220 лет назад в Российской империи было учреждено Министерство финансов и начала формироваться финансовая система государства.
В Пограничном муниципальном округе бюджетом округа занимается финансовое управление Администрации округа. Накануне профессионального праздника Инна Борисовна Петрова, руководитель финансового управления, рассказала о его работе, местной казне и задачах финансистов Приграничья:
– Финансовое управление – это функциональный орган Администрации, специалисты которого работают с бюджетом – главным финансовым документом округа. Они осуществляют составление бюджета, учет доходов и расходов и его оптимальное исполнение.
В последние годы важной частью работы является обеспечение открытости и прозрачности бюджетных данных. То есть всю информацию о бюджете: проект, утвержденный бюджет, исполнение его по разным направлениям, мы публикуем в доступной для граждан форме на официальном сайте Администрации и Думы округа, в газете «Вестник Приграничья». Все, кто хочет узнать больше о бюджете округа, могут получить эту информацию, понять, что за цифрами стоит выполненная работа, новые и отремонтированные объекты, проведенные культурные мероприятия и многое другое. – Инна Борисовна, бюджет округа в 2022 году перевалил значительную сумму – миллиард рублей. За счет чего произошло это увеличение?
– Доходная часть у нас составляет 381 млн рублей, это 35%, остальная часть бюджета – это безвозмездные поступления из других источников в форме дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов. В последнее время особое место отводится реализации приоритетных национальных проектов и организации эффективного контроля. Стараемся привлекать к нам больше средств с помощью участия в госпрограммах.
Бюджет у нас дефицитный, но дефицит покрывается за счет остатков средств предыдущего года. То есть мы не заимствуем из других источников, считая, что лучше рассчитывать на себя, исходить из тех средств, которые можем себе позволить. Расходы планируем так, чтобы хватило на все, чтобы выполнить действующие обязательства в полном объеме. – Как-то повлияла на экономику округа складывающаяся непростая экономическая ситуация?
– Любые изменения в экономике страны отражаются и на экономике округа. Во всяком случае, стараемся все наши обязательства выполнить, запланированное ранее – исполнить. В первую очередь это касается зарплатных обязательств, воды, дорог и других социальных обязательств.
Следует отметить, что изменены требования по формированию резервного фонда. В 2022 году размер резервного фонда увеличен – со 100 тыс. до 10 млн рублей. Увеличение было проведено по настоянию правительства края, потому что нужно быть готовым к изменениям в экономике, эти средства могут понадобиться. – Осень – время верстать новый бюджет. Что-то изменилось в подходе к планированию бюджета?
– Практически нет, задачи остаются прежние – необходимо выдерживать баланс между доходами и расходами. В первую очередь учитываются приоритетные статьи расходов бюджета: заработная плата, расходы на школы, детские сады, учреждения культуры и другие обязательные направления.
До 15 сентября мы собираем с учреждений (главных распорядителей бюджетных средств) предложения по бюджету на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов. На основании предложений будем составлять предварительный проект.
1 октября в Приморье начнутся открытые публичные слушания. Будет открытое обсуждение краевого бюджета, как и в прошлом году, в формате видеоконференции. После этого мы будем работать над своим бюджетом. Наполнять субсидиями, субвенциями.
Проект бюджета проходит долгий путь, прежде чем он будет утвержден. Так, проект в обязательном порядке проходит экспертизу, рассматривается на публичных слушаниях, обсуждается депутатами Думы округа. Но и после принятия бюджет не жесткая догма, а инструмент – при возникновении потребностей в него могут вноситься изменения как в доходную часть, так и в расходную. – А бывают недопонимания со стороны руководителей отделов, учреждений, которые запрашивают сумму, а вы отказываете?
– На реализацию даже самого замечательного плана может просто не хватать денег. Руководители это понимают. Если возникают непредвиденные расходы, внимательно совместно с главой, заместителем главы по экономическому развитию округа рассматриваем заявку, выясняем, насколько они нужны, взвешиваем важность.
Все обсуждается, рассматриваются также возможности округа. Ориентируемся не только на запросы, во внимание берем фактическое исполнение прошлых лет. Нам известны потребности всех структурных подразделений Администрации, наших учреждений. Кроме того, существуют еще и действующие расходные обязательства округа, утвержденные решением о бюджете, а значит, они должны быть исполнены. – Какие меры применяются на местном уровне для укрепления доходной базы бюджета, для повышения собираемости налогов?
– Ежегодно разрабатывается план мероприятий, направленных на увеличение доходной части бюджета и оптимизацию расходов.
Самый значимый для бюджета округа налог – налог на доходы физических лиц. Поэтому для пополнения бюджета, прежде всего, надо, чтобы создавались рабочие места и работники получали белую заработную плату.
У нас есть перечень налогов, которые устанавливаются на муниципальном уровне, анализируется эффективность введения налоговых льгот. Например, земельный налог, налог на имущество. При установлении ставок налогов на землю, имущество ориентируемся на Налоговый кодекс. Также в доход бюджета идет плата за аренду земли, имущества, продажу земли, имущества, расчет платы берется от кадастровой стоимости объекта. Плюсом для налогооблагаемой базы округа должна сказаться проводимая так называемая гаражная амнистия.
Одним из основных источников повышения доходной части считаю увеличение собираемости налогов, погашение имеющихся задолженностей по налоговым и неналоговым платежам и недопущение их роста.
В связи с тем, что округ является дотационным, хорошая возможность повлиять на развитие округа, увеличить поступление средств – это участие в федеральных и региональных программах на условиях софинансирования. – Инна Борисовна, вы много лет проработали с районным бюджетом, что изменилось в работе, когда у нас появился округ?
– Глобальных изменений не наблюдаю. Конечно, распределение средств стало более рациональным, хозяйственные вопросы решать проще, потому что полномочия сосредоточены в одном бюджете.
Если рассматривать с финансовой точки зрения, то бюджет приобрел финансовую выгоду, что позволило направить больше средств на благоустройство. Стало возможным участвовать в ряде крупных госпрограмм, в которые ранее не могли войти. А это дополнительно привлеченные средства. Чем больше средств мы привлечем, тем больше мы можем реализовать различных планов на своей территории, что положительно сказывается на комфорте и качестве жизни населения.
Участие в программах – наш резерв и перспективы. Пока рано об этом говорить, но отмечу, что у нас уже есть одобренные планы на ближайшие годы. В программах по спорту могли бы и активнее участвовать, но еще не все от нашего желания зависит. – На заседаниях Думы вы выступаете с отчетами об исполнении бюджета, с проектами бюджета. Как относитесь к взаимодействию с депутатским корпусом?
– С депутатами интересно работать, слышать мнения, вопросы. Прислушиваешься ко всем высказываемым пожеланиям депутатов, ищешь решения, потому что каждый из них обладает своим опытом, знаниями в той или иной сфере, за каждым – жители округа, которые дают наказы. – Когда вас работа радует?
– Когда вижу результат. Когда запланированное в итоге осуществляется в полном объеме, когда доходная часть бюджета выполняется. Когда мы готовим бюджет и на все хватает денег – тоже радостно. И еще когда легко сдаем отчет, меня в этом поймут финансисты. – Инна Борисовна, вы посвятили свою жизнь работе в финансовой сфере и хорошо понимаете, как сложна и ответственна работа финансиста, какой самоотдачи и знаний она требует. Что бы вы пожелали коллегам в профессиональный праздник?
– В финансовой системе округа трудятся профессиональные специалисты, которым любые задачи по плечу. Вопросы формирования и исполнения бюджета муниципального округа решают специалисты управления – всего в штате восемь человек. Большинство имеют стаж в финансовой сфере более 10 лет, есть два новичка, которые только постигают азы профессии. Около 30 лет в финуправлении работает начальник отдела исполнения бюджета – главный бухгалтер Ирина Анатольевна Неизвестная, заместитель начальника управления Ирина Александровна Елизарова – свыше 20 лет.
Хочется поздравить с праздником ветеранов финансовой службы, пожелать им доброго здоровья и благополучия. Благодарю коллег за их добросовестное отношение к своему делу, преданность ему. Уверена, что богатый опыт, творческий потенциал и профессионализм наших специалистов станут залогом успешной работы и в дальнейшем. Желаю всем крепкого здоровья, семейного благополучия, трудовых достижений в профессиональной деятельности, уверенности в будущем. Округу – процветания!
Дина Бушуева.
Фото автора.
На снимке: Инна Борисовна Петрова.