КВЖД – 125 лет 28 августа 1897 года в соседнем с нами китайском поселке Суйфэньхэ прошла церемония закладки КВЖД – Китайско-Восточной (Маньчжурской) железной дороги, уникального российско-китайского проекта. Он сыграл важную роль в развитии экономики российского Дальнего Востока, освоении новых территорий, а также в укреплении отношений нашей страны с Китаем.
Путь от идеи до масштабной реализации КВЖД прошла всего за несколько лет. Эту дорогу историки даже называют квазигосударством, настолько сильным было ее влияние на экономику и политику дальневосточной территории. КВЖД была акционерным обществом с участием государственного капитала.
Дорога принадлежала России и обслуживалась российскими подданными. Строительство Китайско-Восточной железной дороги, как информируют исторические источники, шло по трем направлениям из трех пунктов: станции Гродеково в Приморье в 1897 году, из Забайкалья и Порт-Артура – в июне 1898 года.
Железнодорожная магистраль протяженностью более 2,5 тысячи километров проходила через Маньчжурию. На железной дороге было сооружено 1464 моста (912 металлических и 258 каменных (арочных). Также было проложено девять тоннелей, из них два протяженностью более трех километров.
Обществу КВЖД пришлось построить сотни вспомогательных предприятий – угольные копи, лесоперерабатывающие и камнеобрабатывающие фабрики, кирпичные заводы, главные механические железнодорожные мастерские и многое другое. В 1898 году русскими строителями был основан город Харбин. Общество имело флотилию из 20 пароходов, телеграф, вело разведку полезных ископаемых в Маньчжурии. В городах, быстро растущих вдоль железной дороги, открывались больницы, школы, магазины, библиотеки. Было открыто 20 железнодорожных училищ.
Несмотря на сложности, сопровождавшие строительство дороги, уже в июле 1901 года было открыто временное движение на всей протяженности КВЖД, а 1 июля 1903 года состоялось торжественное открытие КВЖД и началось регулярное сообщение. Время движения скорого поезда от Москвы до Порт-Артура составляло 13 суток и 4 часа, пассажирского – 16 суток и 14 часов.
В 1931 году, когда Маньчжурия была захвачена японскими милитаристами, работа КВЖД, находившейся в собственности СССР, была осложнена из-за частых диверсий и аварий. В 1935 году КВЖД продали Японии, и почти 10 лет она находилась под японским влиянием – до победы над японскими милитаристами в 1945 году. В 1953 году СССР передал КНР безвозмездно все свои права по совместному управлению КВЖД со всем ее имуществом.
Отмечая 125-летний юбилей КВЖД, историки подчеркивают уникальность этого совместного проекта России и Китая, отдавая должное мудрости принятого тогдашними руководителями обеих стран стратегического решения о строительстве дороги. История КВЖД полна примерами международного взаимовыгодного сотрудничества, которые нужно вспоминать сегодня, когда усиливается интерес к сотрудничеству России с нашими соседями, когда экономика страны поворачивается на Восток.
В начале августа, поздравляя железнодорожников с профессиональным праздником, президент РФ В. В. Путин нацелил отрасль на расширение, в том числе и Восточного полигона – БАМа и Транссиба: «Все эти проекты крайне значимы для нашей экономики, для создания современных транспортных, логистических коридоров, новых туристических маршрутов, для загрузки смежных отраслей».
Дина Бушуева.
Фото автора.
На снимке: Один из объектов культурного наследия регионального значения – старое здание вокзала железнодорожной станции Гродеково. В настоящее время оно закрыто, не используется по прямому назначению.