Семья – лучшая школа трудолюбия Трудолюбие не дается от природы, его нужно воспитывать с раннего детства. Поэтому роль семьи в воспитании у детей привычки к труду неоценима. Пример родителей, старших родственников очень значим для детей, которые стараются копировать взрослых.
Как писал известный педагог К. Д. Ушинский: «Лучшая форма наследства, оставляемого родителями своим детям, – это воспитание трудолюбия, которое является одним из важнейших условий человеческого счастья». Несмотря на то что мы живем совсем в другом мире, это педагогическое наследие не устаревает.
Когда родители чем-то увлеченно занимаются, например, любят готовить или возиться с растениями, вышивать, рыбачить, чинить мебель, эта увлеченность часто передается детям. Когда ребенок видит, с каким удовольствием взрослые трудятся, у него возникает желание помочь, а потом и поработать самому.
Научившись работать, дети начинают с уважением относиться к труду окружающих. Поэтому, чтобы приучить детей к труду, нужно, прежде всего, воспитать в себе привычку трудиться и находить в этом удовольствие.
Труд – это ответственность, которую нужно воспитывать как можно раньше. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость, побуждает помогать друг другу, делать что-то для всех. Таким образом, у него закладываются основы нравственных качеств, необходимых для жизни в обществе.
Интерес детей к труду значительно повышается, если полезность его для окружающих очевидна. Знаменитый педагог В. А. Сухомлинский писал, что не игра в труд, а настоящая трудовая жизнь – с потом, усталостью, радостью достигнутой цели – настоящее счастье. Он считал, что труд и трудовое воспитание стоят рядом с учением, нравственным воспитанием и развитием.
Как же приобщить ребенка к труду? С раннего возраста необходимо формировать у малыша навыки самообслуживания. В трудовом воспитании важную роль играет привычка, которая вырабатывается в результате повседневных действий. Многие ежедневные обязанности должны войти в привычку и выполняться без напоминаний. Ребенок может сам мыть и убирать посуду после себя, аккуратно вешать свою одежду, заправлять постель, вытирать пыль в своей комнате, складывать свои вещи на отведенное для этого место и др. Такие виды работы, как уход за аквариумными рыбками, домашними питомцами, комнатными растениями, это тоже труд, а главное – он доставляет детям удовольствие и учит ответственности.
О роли семьи в трудовом воспитании детей с нами поделились педагоги Центра дополнительного образования.
Альбина Ивановна Быковская:
– Люди моего поколения росли в среде, которая прививала привычку трудиться, в почете были люди труда, трудовые династии. Быть белоручкой было зазорно. Шло это из семьи и продолжалось в детском саду, в школе. Дети многое умели, всегда имели свои обязанности, помогали старшим по дому, по хозяйству. В школе обязательно дежурили по классу, как тимуровцы помогали пожилым, участвовали в сборе урожая, была у нас и трудовая четверть.
В своей семье мы с мужем также прививали детям трудолюбие, у сына и дочери были свои обязанности по дому, привлекали их к работе на огороде, так что они у нас все умеют.
Считаю, что именно в семье нужно прививать детям трудолюбие. Полагаться в полной мере в этом вопросе на школу, кружковые объединения не стоит. Именно в семье есть все нужные условия для формирования у детей трудолюбия.
Во-первых, это пример взрослых. Если родители много времени посвящают работе, это также влияет на восприятие труда ребенком. Необходимо рассказывать детям о своей работе, знакомить с трудом на производстве, говорить о том, какую пользу приносит людям, к примеру, труд врача, полицейского, продавца, строителя, железнодорожника, так воспитывается уважение к труду всех людей.
Также важно, что домашний труд происходит на глазах детей, он доступен и разнообразен, его результаты наглядны и ощутимы. Дети могут регулярно помогать взрослым, перенимать рациональные приемы, а затем, овладев навыками, работать вместе со взрослыми, в чем-то их заменять.
Особенно много возможностей овладеть разными навыками у тех детей, которые проживают в частном доме, в селе. И правильно делают те родители, которые учат детей не только вести домашнее хозяйство, но и работать в огороде, ухаживать за домашними животными, собирать ягоды и грибы. В общем, заниматься самым разнообразным трудом.
Наблюдая за ребятами-кружковцами, можно заметить, чему учат детей родители дома. Вернее, какого результата добиваются в воспитании. Кто-то без напоминаний уберет за собой материалы с рабочего места, аккуратно сложит вещи, даже поднимет стулья после занятий, а кто-то с размаху бросит портфель в угол, а уберет только после напоминаний.
Радует, что у детей есть большой интерес к рукоделию – традиционному творческому труду. Есть желание заниматься вязанием, бисероплетением, макраме, вышивкой гладью, крестиком, лентами, они постоянно спрашивают, будут ли у нас такие кружки. Надеюсь, что все же мы вернемся к народному творчеству, красивому, полезному труду, в процессе которого у детей вырабатывается усидчивость, формируются эстетические чувства. Да и результат радует и украшает. К сожалению, в семьях не всегда родители могут научить ребенка вязать, шить, вышивать. В этом помогли бы кружковые занятия.
Людмила Николаевна Воронова:
– Отличная тема, я рада, что задали вопрос о воспитании трудом. Считаю, что этому сейчас отводится незаслуженно мало внимания. Нужно возвращаться к тому положительному опыту, который был наработан ранее.
Родители с самого раннего возраста приучали нас с братом помогать в уборке, вытирать пыль, мыть полы. У нас были обязанности по дому, и никто не напоминал, что нужно делать, полностью полагались на нас. Впрочем, это не было чем-то удивительным, так было принято и в других семьях моих сверстников.
Помню, с родителями ездили к бабушке, принимали участие в огородных делах. С удовольствием бросали в лунки картошку, поливали цветы, собирали ягоду. Конечно, быстро уставали, но были рады, что помогаем взрослым по-настоящему. Видели и понимали, как тяжел крестьянский труд и в то же время как окрыляет его результат – вкусные фрукты, овощи, ягоды.
С удовольствием смотрели, как бабушка замешивает тесто, выпекает пирожки. Берет комочек теста, делает несколько надрезов, выворачивает и вот – булочка в виде розы. Ну чудо же!
Также с раннего возраста я наблюдала, как шьет мама. Она садится за шитье, и я рядом с лоскутками. Еще до школы научилась держать иголку, шила куклам одежду, однажды рискнула сесть за машинку. В пятом классе, когда у нас в школе начались уроки труда, я уже умела хорошо шить, и мне это было не трудно. Замечательный учитель научила моделировать. Соседка научила вязать спицами, потом, в пионерском лагере, вожатая научила вязать крючком.
Можно сказать, что умения и навыки, приобретенные в детстве, сыграли большую роль в выборе профессии и даже в моей судьбе.
Папин пример тоже отразился на нас с братом. Папа был увлечен фотоделом, и мы полюбили фотографировать. Нам нравилось, когда он выключал свет, включал красный фонарь и опускал пинцетом в проявитель чистые листы, на которых вдруг проступали изображения…
Сейчас у меня гостят внуки, я их учу ухаживать за садом, огородом, потому что они живут в городе и им негде больше приобрести эти знания и навыки. Знакомлю с теми видами домашнего труда, которые обязательно пригодятся в дальнейшей жизни.
Современные дети отлично разбираются в гаджетах, но мало кто из них может пришить пуговицу. Мы на кружке занимаемся шитьем из фетра, так из детей, которые только-только к нам приходят, можно отличить тех, у кого мамы-рукодельницы. Тогда и дети уверенно держат иголку, вырезают ножницами. А это мелкая моторика, которая очень полезна и влияет на развитие головного мозга.
Сейчас в социальных сетях, в интернете можно найти множество обучающих роликов, мастер-классов, овладеть каким-либо ремеслом, научиться что-то делать по видео с объяснением мастеров. Конечно, это замечательно, но гораздо приятнее и полезнее, когда своим опытом с подрастающим поколением делятся самые родные – старшие члены семьи. Это сближает, создает теплую атмосферу в доме, дарит множество теплых воспоминаний. И как приятно, когда уже подросшие дети говорят: «Этому меня научили родители!» Дина Бушуева.
Фото автора.
На снимке: «Не учи детей безделью, а учи рукоделью», – считает Л. Н. Воронова.