Защита детей – задача общества Каждый родитель знает, сколько бессонных ночей, любви и внимания, труда вкладывается, чтобы ребенок стал со временем здоровым и счастливым взрослым человеком. Но защиту и помощь ему дают не только родители, хоть в этом у них решающая роль, – это важная задача всего общества, государства.
Защита детства носит комплексный социально-экономический характер, а конкретные направления поддержки определяются текущим законодательством. Они находят выражение и развитие в законодательстве Российской Федерации и ее субъектов. Средства и способы такой защиты в последние годы постоянно расширялись, производится их дальнейшее совершенствование.
О работе по защите детства мы поговорили со Светланой Богородецкой, ответственным секретарем комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Пограничного округа.
– Светлана Геннадьевна, в чьей конкретно компетенции находится защита детства?
– Обеспечение защиты прав и интересов детей – важнейший приоритет политики нашего государства. Эти нормы закреплены в ряде важнейших документов, начиная от международных правовых актов, законов федерального уровня, региональных и местных правовых актов.
Согласно ст. 38 Конституции РФ материнство и детство находятся под защитой государства. Этот же принцип расширен в статьях Семейного кодекса, который вступил в силу с 1 марта 1996 г.
Принимает участие в работе по защите прав и интересов детей целый комплекс структур – органы системы профилактики. Это комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, отдел опеки и попечительства, правоохранительные органы – прокуратура, полиция, суд, соцзащита населения, образование и здравоохранение, центр занятости. – С какими случаями нарушений сталкиваетесь чаще всего в своей работе?
– Наиболее часто приходится защищать право детей жить и воспитываться в семье. То есть ребенок должен быть обеспечен условиями для жизни, здоровья и развития. У него должны быть элементарные условия: где поспать, что поесть, во что одеться, условия для всестороннего развития, обучения. Также он имеет право на любовь и заботу родителей.
Обеспечение условий для жизни и интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей, других законных представителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию.
Но приходится сталкиваться с тем, что дети живут в обстановке, которая не соответствует основным требованиям. При выявлении таких случаев мы вынуждены предпринимать административные меры воздействия. Затем вырабатывается программа мероприятий, направленных на вывод семьи из сложившейся сложной ситуации.
Комиссионно определяем, какой перечень услуг, помощи требуется семье. Даются поручения различным органам профилактики, чтобы семья могла воспользоваться помощью, которую предлагает государство. – Часто ли приходится изымать детей из семей, где им небезопасно находиться?
– К большому счастью, у нас за последние два года не было случаев, когда мы были бы вынуждены изымать детей при угрозе их жизни и здоровью. Последний случай был в 2020 году. Тогда в семье в одном из сел мать ненадлежащим образом содержала своего серьезно больного ребенка младенческого возраста. Ему не оказывалась своевременно медпомощь, мать его недокармливала, при этом она вела асоциальный образ жизни.
Ребенок дошел до истощения. При попытках специалистами комиссии по делам несовершеннолетних, опеки, полиции посетить семью законные представители всячески препятствовали – закрывались в доме. Все-таки нам удалось попасть внутрь, увидеть малыша и изъять его.
По решению суда мать была лишена родительских прав. Сейчас ребенок передан в другую семью, которая может обеспечить необходимый ему объем заботы и лечения. Он проходит лечение, набрал в весе. – А есть ли положительные примеры, когда родители меняют свое поведение?
– Да, есть. Полгода назад произошел случай, когда действия родителей дошкольника в новогодние каникулы едва не привели к трагедии. На фоне употребления алкоголя между ними происходили скандалы и драки, в результате которых в доме была разбита мебель, окна, то есть ребенок оказался в обстановке, представляющей потенциальную опасность. Вовремя среагировали неравнодушные граждане, они сообщили о этом в полицию. Ребенка на время поместили в государственное учреждение.
Мать одумалась, проявила интерес к тому, чтобы его вернуть. Она прошла курс лечения от алкогольной зависимости, трудоустроилась, оформила ребенка в детсад, привела дом в порядок. Большую помощь, надо отдать им должное, поддержку матери оказали родственники.
Комиссионно было принято решение о возврате ребенка в семью, так и было сделано. За семьей установлено динамичное наблюдение. Сейчас она характеризуется положительно. – Светлана Геннадьевна, сколько еще семей находятся под таким наблюдением?
– В настоящее время под активным наблюдением две семьи (в них шестеро детей) в социально опасном положении. Там процветает пьянство, дети оставались без надзора, воспитания. Ведем активную работу по выводу семей из сложившегося положения.
В одном случае дети в реабилитационном центре находятся уже более пяти месяцев. Мать не идет на контакт, продолжает вести асоциальный образ жизни, пить, практически не живет дома. Мы ведем работу с отцом, который проживает в другом субъекте Федерации, у него другая семья. Ранее он забрал двоих старших детей, сейчас решается вопрос о том, чтобы забрал и младших.
В другом случае в начале апреля мать оставила четверых детей (одна школьница начальных классов и трое дошкольников) в частном доме без еды и тепла. Сигнал поступил от соседей, которые были вынуждены через окошко подкармливать детей, поскольку они были заперты. В течение суток дети оставались одни. Один из малышей – лежачий ребенок, нуждающийся в лечении и особом уходе.
После приезда сотрудников полиции и опеки дети через окно были изъяты. Было страшно наблюдать, как они наперегонки старались вылезти, волновались и просили, чтобы их не забыли забрать. У детей выявлен педикулез, простудные заболевания. Всех подлечили, ребенка, который не ходит, направили в специализированное учреждение, с ним работают медики.
В течение месяца мать не интересовалась судьбой детей, как потом выяснилось, пряталась, когда ее искали по селу. На заседании комиссии ей вменили в обязанность пройти обследование и лечение от алкогольной зависимости, привести дом в порядок, принять меры к оформлению выплат и других мер социальной поддержки. Несмотря на то что государство поддерживает многодетные семьи, предоставляя льготы, выплаты, женщина не оформляла документы.
Она говорит, что очень хочет вернуть детей. Но при этом ни разу не навестила их в реабилитационном центре. Если проблема в транспорте, то в таких случаях отделы по работе с территориями Администрации округа всегда готовы помочь, подвезти к реабилитационному центру. Но, похоже, все дело в желании… – Из вашего рассказа понятно, что зачастую вся проблема в том, что родители выбирают алкоголь, а не детей?
– К сожалению, сталкиваемся с тем, что пьющие родители не желают проходить лечение. Кабинет нарколога еще могут посетить, но в условиях наркологического диспансера лечиться не хотят, пишут отказ, считая, что могут справиться сами с этим заболеванием.
Главное условие – желание человека вылечиться, победить тягу к алкоголю. Если есть желание, мотивация, то человек будет держаться. Например, у нас был случай, когда женщина стала злоупотреблять спиртным, пришлось ребенка забрать, дав ей шанс пролечиться. Она пролечилась, но через несколько месяцев, вернувшись в свое село, попав в то же окружение, вновь запила. Результатом стало лишение родительских прав. Эта женщина недавно родила еще одного ребенка, продолжает вести разгульный образ жизни. История повторилась, мы вынуждены забрать младенца. Ребенка поместили в больницу, планируется поместить в госучреждение с сестринским уходом, поскольку он нездоров.
Наша цель – вернуть детей в семьи. Какие бы родители ни были, они родные люди, и дети любят их, скучают. Жаль, что родители редко делают шаги для исправления. Зачастую наши усилия напрасны, сводятся к нулю.
В таких ситуациях по инициативе комиссии или отдела опеки родители через суд лишаются родительских прав. И в родительских правах они не восстанавливаются, что говорит о том, что, спасая жизнь и здоровье детей, защищая их права, нами принято правильное решение. – Какие еще права детей защищаете?
– Второе право, на защите которого мы стоим, – право на охрану здоровья.
В последнее время чаще стали сталкиваться с нарушением прав детей в этой сфере. Обращаются к нам медицинские работники с просьбами оказать воздействие, принять меры по отношению к родителям, чтобы детям оказать необходимые медицинские услуги. Проводим беседы, убеждаем. К кардинальным мерам вроде лишения прав не приходится прибегать.
Еще одно право детей – право на общение с близкими родственниками. Жизнь такова, что в семьях случаются разводы, и приходится сталкиваться с тем, что один из родителей препятствует общению. Чаще всего мать, чтобы отомстить бывшему мужу. Ребенок не должен быть орудием мести.
Второй родитель может не только нести материальные расходы на воспитание ребенка, он имеет право встречаться с ним, проводить выходные, вывозить на отдых. В тех случаях, которые нами рассматривались, дети очень страдают от недостатка общения со вторым родителем.
После комиссии родители обычно меняют свое отношение к ситуации и добровольно урегулируют порядок встреч. Если родители не могут самостоятельно решить эту проблему, мы можем подключиться, заслушать на комиссии. Нечасто, один-два случая в год рассматриваем. На самом деле радует, что отцы хотят общаться с детьми, чувствуют свою ответственность и не вычеркивают их из своей жизни.
Защита детей от посягательств со стороны других лиц – защита от жестокого обращения, покушения на половую неприкосновенность. В текущем году комиссией, полицией, Следственным комитетом взяты под наблюдение семьи, в которых проживают лица (родственники, сожители), имеющие судимости за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних.
В прошлом году был один случай, когда было совершено преступление против малолетнего ребенка, сейчас проводится следствие. И этот случай также произошел в семье, где родители ведут асоциальный образ жизни.
Фактов жестокого обращения с детьми у нас в последние годы не регистрируется, но есть факты нанесения побоев со стороны третьих лиц. Это сожители матерей таким образом пытаются «воспитывать», применяя силу. Но такие дела рассматривают другие органы. – Как выявляете такие случаи, это же происходит за закрытыми дверями?
– Мы понимаем, если есть неблагополучие в семье, значит, возможно, нарушение прав детей. Проводим профилактику раннего выявления неблагополучия, разъяснительные беседы в школах, медосмотры, это и работа психологов, социальных педагогов школ. В общем, это основной универсальный комплекс мер, можно сказать, базовый, который направлен на профилактику правонарушений, преступлений, нарушений прав детей.