Быть учителем – это миссия Праздник 12 июня для педагога школы Барано-Оренбургского Елены Борисовны Мазур в этом году будет особенным. По традиции в День России отмечают и наш, местный, праздник – День поселка, День округа. И поэтому в Приграничье чествуют лучших представителей разных профессий – медиков, педагогов, предпринимателей, работников культуры, отмечают «Юное дарование» и победителя в номинации «Трудовая доблесть».
Накануне Дня России во время торжественного мероприятия, приуроченного к знаменательному дню, Елена Мазур выйдет на сцену в хорошей компании самых лучших наших земляков, и ей будут вручены награда и алая лента победителя в номинации «Лучший педагог».
А ведь Елена Борисовна совсем недавно влилась в ряды жителей Приграничья, еще четыре года назад она преподавала у себя на малой родине – в средней школе Спасска-Дальнего. Но так повернулась судьба, что именно у нас талант учителя русского и литературы раскрылся по-особому и получил общее признание.
Первый вопрос нашей героине, конечно же, о выборе профессии. – Елена Борисовна, расскажите, педагогом мечтали стать с детства или вы из учительской династии?
– Мои мама и бабушка работали с цифрами – в бухгалтерии. В школе я была отличницей, все предметы давались легко. Как многие девочки, в детстве играла в школу, но мечты стать учителем не было. Окончила школу в 16 лет, и маме было страшно отпускать меня куда-то далеко, поэтому выбор для поступления в Спасске был не очень большой – в медучилище и в педучилище.
Я выбрала профессию учителя начальных классов. Но дополнительно нужно было обязательно выбрать дисциплину: русский язык, математику, ИЗО, информатику. Выбрала русский язык. А потом уже получила высшее образование по этой же специальности. – Вы помните, когда в первый раз вошли в класс уже не ученицей, а в роли учителя?
– Конечно! Да, сначала было страшновато. Когда пришла на практику, мне было 19 лет, а моим десятиклассникам по 16.
Со второго курса нас готовили к преподавательской работе, мы время от времени давали уроки. Но одно дело единичные уроки, а другое – полная ответственность за знания, которые получат твои ученики. – Не жалеете, что из городской перешли в сельскую школу?
– Нет. Здесь заметно больше внеклассных занятий, дети тянутся к общению, к участию во внешкольной жизни. С окончанием уроков жизнь в школе не замирает.
К примеру, в моем классе есть волонтеры, кавээнщики, ребята, участвующие в школьном самоуправлении. Когда мы с ними готовим мероприятия, то я чувствую их заинтересованность. – Расскажите о ваших достижениях.
– В школе ребята очень активные, участвуют практически во всех предлагаемых конкурсах, олимпиадах. Среди моих учеников - финалисты, полуфиналисты Всероссийского конкурса сочинений, Всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе, на уровне федерального округа также победители и призеры конкурса сочинений, на краевом уровне победители и призеры литературного конкурса, также дети демонстрируют хорошие результаты на муниципальном уровне.
Нельзя сказать, что это только моя заслуга, это большой труд ребят – думаете, легко пробиться в финал Всероссийского конкурса? Много работы остается за кадром. Это труд и талант, а я помогаю им раскрыться. – А как сдают ОГЭ, ЕГЭ?
– Сдают хорошо, но пока нельзя говорить, что это только мой результат как учителя, это вклад предыдущих педагогов, начиная с начальных классов. Вот мои ребята, которых я взяла в 5-м классе, в следующем году будут сдавать ОГЭ, тогда будет виден реальный результат. – Елена Борисовна, какой вы учитель?
– Требовательный. В то же время понимаю, что дети сейчас загружены, поэтому могу с ними посоветоваться насчет домашнего задания, спросить – сможете выполнить такой-то объем? Если по другим предметам предстоит готовиться к конт-рольной, конечно же, учитываю. Это дает возможность детям учиться оценивать свои силы, учиться самоорганизации, самоконтролю.
Я с удовольствием веду уроки, общаюсь с ребятами, у меня хорошие отношения с детьми — и все это не мешает быть строгим педагогом. – Что вам дала профессия, как-то изменила вас?
– В школе была тихой, скромной, сейчас легко могу держать внимание аудитории. Моя профессия дает мне возможность развиваться, общаться, приносить пользу людям. – Что значит быть учителем?
– Работа учителя – очень творческая, в школе множество возможностей реализовать свои идеи, задумки, и увидеть, как передается детям твоя увлеченность предметом. Заинтересовать можно только личным примером.
В руках педагога – огромная сила, дети – их настоящее и будущее. Нужно об этом помнить, поэтому к нашей работе нельзя относиться халатно. Нельзя, как в некоторых других профессиях, прийти и тихонько отсидеть свои положенные часы. – Что бы вы сказали выпускникам, размышляющим, куда же поступить, посоветовали бы идти в педагоги?
– Нужно понимать, что работа в школе будет отнимать много сил, чтобы что-то получалось, необходимо будет постоянно отдавать всего себя.
Нельзя выбирать эту профессию, только ориентируясь на уровень заработной платы, потому что это даже не профессия, а миссия – быть учителем.
Дина Бушуева.
Фото автора.
На снимке: Елена Мазур: «Чтобы у учителя что-то получалось, необходимо отдавать всего себя».