Ирина Старченко: Главная фигура в школе – ученик Директором Сергеевской школы Ирина Васильевна Старченко стала в 2015 году. Свой курс в работе обозначила конкретно – максимально приблизить сельскую школу к стандартам современной. Насколько это удается, какими достижениями отмечен прошедший учебный год? Этой теме мы посвятили нашу беседу.
– Ирина Васильевна, ваш педагогический стаж прерывался, когда вы работали в администрации Сергеевского сельского поселения, были его главой. Что стало для вас определяющим, когда решили вернуться в школу?
– Любовь к профессии, к детям. Мне очень не хватало школы в эти годы. Они окончательно убедили меня в том, что мое призвание – педагог. Им решила стать еще в детстве. Хотелось быть такой, как моя первая учительница – Людмила Борисовна Егорова.
Она заряжала нас своим позитивом, была готова возиться с нами с утра до ночи, проводила массу мероприятий, но главное – прививала нам тягу к знаниям. И я сегодня настраиваю педагогический коллектив на то, что миссия школы – ученик, он – главная фигура. – Удается повышать качество образования детей? Что для этого было сделано в минувшем учебном году?
– Этот год тесно связан с открытием в школе центра «Точка роста». Он начал функционировать уже с первого сентября согласно федеральной программе. Задача этого проекта – оснащение сельских школ цифровым оборудованием, что должно способствовать развитию детей.
Направленность центра – естественно-научная. Сегодня у нас три цифровых лаборатории по химии, три – по биологии, три – по физике. Их посещают 269 ребят с 5-го по 11-й классы. Ученики с 5-го по 7-й классы получают дополнительное образование по биологии, у учеников с 8-го по 11-й классы – электив (занимаются по дополнительной программе в рамках учебной деятельности). Для работы в лабораториях поступил 31 ноутбук.
Помимо этого, школа получила обучающий набор по механике и робототехнике, конструктор для практики по программированию, три принтера, два набора лего. Одним словом, оснащение – богатое. – Это дает свой результат?
– Определенный итог работе центра «Точка роста» подвел краевой семинар для учителей, который прошел на базе нашей школы в марте. Мы делились своим опытом с педагогами Ханкайского, Хорольского, Октябрьского округов, Надеждинского района. Работа центром была проведена большая. Чтобы освоить все ресурсы цифрового оборудования, педагоги школы постоянно посещали обучающие семинары, которые проходили на территории края, участвовали в конкурсах. Как результат, руководитель центра Н. Ю. Захарова заняла второе место в конкурсе «Мои педагогические находки».
С удовольствием мы поделились на семинаре и успехами наших ребят. Например, ученики девятого класса успешно защитили индивидуальные проекты, связанные с работой на цифровом оборудовании. А Саша Мартыненкова, ученица 9 «А» класса, получила диплом первой степени за свой проект «Фауна нашего леса в зимний период». С этой работой Саша приняла участие в конкурсе российского движения школьников и выиграла путевку в ВДЦ «Океан».
Две девочки 9 «б» класса Яна Муругова и Настя Гущарева с помощью химической лаборатории приготовили и показали ученикам третьего класса химическую сказку, которая очень понравилась малышам. А Полину Гусеву увлекло исследование порошка для стирки белья, опять-таки с помощью химической лаборатории.
В итоге работа центра «Точка роста» отмечена благодарственным письмом института развития образования Приморского края. Можно смело говорить, что он стал серьезным шагом к повышению качества образования детей, которое, к сожалению, оставляет желать лучшего. – Ирина Васильевна, поговорим об этом подробнее.
– Сегодня наша школа входит в число школ с низкими образовательными результатами. Об этом говорят и итоги прошедшего года. Из 362 учеников только 11 отличников и 93 ученика окончили школу на 4 и 5.
Чтобы переломить такую ситуацию, мы вошли в проект Министерства просвещения России «500 +», нацеленный на повышение качества образования, провели анализ рисков развития школы, чтобы понять все наши сильные и слабые стороны. И уже на основе этого анализа разработали среднесрочную программу, которая позволит повысить наши результаты. – Какие сильные стороны в образовательном процессе школы вы отметили бы в первую очередь?
– Это позитивный опыт работы педагогов по активным образовательным вопросам. Они постоянно повышают свои профессиональные возможности, образовываются, участвуют в семинарах, знакомятся с методическими новинками. В школе отработана и дает хороший результат система подготовки детей к ЕГЭ. – Что можете сказать о слабых сторонах учебного процесса?
– Дает минус переход детей из начальной школы в старшее звено. У ребят падает заинтересованность в результатах учебы, когда они сталкиваются с другими, более серьезными требованиями. Эту проблему надо решать. Сказывается и недостаток контроля со стороны родителей. Многие из них – военнослужащие, у которых не всегда есть время заниматься детьми.
Скажу и о своей проблеме. Педагогическая нагрузка у меня, директора, и у завуча Л. М. Валентовой большая. Мы обе преподаем русский язык и литературу. Уйти от нагрузки невозможно из-за недостатка учителей, а совмещать по две должности тяжело. – А в целом проблема с кадрами большая?
– Недостает учителя русского языка и литературы, нет учителя начальных классов. Вопрос упирается в отсутствие жилья для педагогов. А желающие приехать к нам есть. – Ирина Васильевна, вы руководите большим коллективом, как удается сплотить учителей ради общего дела?
– Нас объединяют любовь к детям и доверие друг к другу, сплоченность. Наши педагоги легкие на подъем, в любом деле не тянут резину, умеют подойти к нему творчески, с массой идей, которые мы, как правило, обсуждаем все вместе.
В школе образовался свой педагогический костяк. Это М. М. Уржумцева, В. В. Стрикалова, Т. Ю. Карпенко, Н. Ю. Захарова, Л. Д. Войткова, И. Г. Матвейкина и другие. Можно положиться на любого из этих педагогов – не подведут. – Какие качества вы, педагоги, стараетесь прививать своим ученикам?
– И в этом вопросе мы едины. С первого сентября 2021 года ввели в действие программу «Воспитание». Мы понимаем, что должны не только обучать ребят, но и воспитывать. Мы учим их ответственности, дружелюбию, уважению к старшим. Стараемся, чтобы каждый ребенок вырос настоящим гражданином, любил свою Родину, чтобы ему легко было общаться в социуме. И всегда подчеркиваем – гордитесь своей школой.
С 25 апреля мы ввели в школе новую традицию – выносить флаг России и исполнять гимн. Это делаем по понедельникам, по пятницам – занос флага. Это учит ребят бережному отношению к символам, стремлению к лучшему. Ведь по пятницам мы одновременно подводим и итоги за неделю, чествуем тех ребят, кто добился хороших результатов. – Ваша школа богата своими традициями. Расскажите о них.
– Одна из главных наших традиций – дружба со спортом. В этой сфере накоплен большой опыт. Активно работает школьный спортивный клуб «Оптимист», руководит которым Т. Ю. Карпенко, учитель физкультуры. Клуб открывает свои двери два раза в неделю для всех – и для ребят, и для педагогов, для сельчан. Здесь работает много секций: по волейболу, баскетболу, настольному теннису, самбо, боксу.
Ребята занимаются с удовольствием и радуют нас спортивными победами. Гордилась школа Кириллом Вагизовым, учеником 8-го класса, когда он на межмуниципальных соревнованиях по боксу, которые проходили в Липовцах, занял первое место. Порадовала Настя Яцук, ученица 7-го класса, которая в беге на тысячу метров на краевых соревнованиях заняла третье место, а Кирилл Мышаков, тоже ученик 7-го класса, в беге на 60 метров – первое.
Благодаря занятиям в клубе спортивных успехов добиваются Илья Брянский, Владислав Ревутский, Анна Алещенко, Володя Кораблин и многие другие ребята.
Тесное взаимодействие с Сергеевской дивизией – еще одна традиция школы. На весь Пограничный округ только у нас есть два юнармейских отряда – «Звезда» для учеников 7-11-х классов и «Комета» для учеников 5-6-х классов. Руководитель обоих отрядов – И. П. Хлебников. Он проводит занятия по истории России, учит ребят оказывать первую помощь, разбирать-собирать автомат, ориентироваться на местности, учит взаимовыручке и т.д. И во всех делах отрядам помогают военные. Юнармейцы успешно участвуют в краевых, муниципальных мероприятиях, а на недавно прошедшей «Зарнице» заняли 4-е место из 26. Это была значимая победа! – Ирина Васильевна, какие перемены могут ожидать школу в следующем году?
– Уже сейчас готовимся к открытию в сентябре библиотечно-информационного центра. Создаем его на базе школьной библиотеки. Но функции у него будут шире. Его задача – привлекать не только читателей, но и всех, включая сельчан, кто захочет провести время познавательно. Здесь уже не будет книжных стеллажей, хотя справочная, научная литература будут предлагаться, и будут шахматные столики, настольные игры, будет возможность заниматься на ноутбуках. – А какой вы бы хотели видеть школу завтрашнего дня?
– Хороший вопрос. В сентябре этого года школа отметит 115 лет. И ей нужны перемены. В первую очередь – ремонт фасада. Мечтаем, чтобы интернет был в каждом кабинете, а не в трех, как сейчас, чтобы школа была оснащена интерактивными столами и панелями, чтобы было развито сетевое взаимодействие с колледжами и институтами, школа могла бы заключать договоры на онлайн-обучение с преподавателями.
Задались целью оформить коридоры так, чтобы они несли образовательную, информационную функции. Уже начали оформлять стенку выпускников. Разместили в фотозоне рекреации фотографии 28 выпусков. Шаг за шагом идем к тому, чтобы в школе было уютнее и комфортнее.
Ирина Басюк.
Фото из архива «ВП».
На снимке: Школьная линейка. И. В. Старченко - в центре.