Лаборатории – в стенах школы Подходит к завершению очередной учебный год. Одно из самых важных событий, которым он запомнится, – открытие центров «Точка роста» на базе ПСОШ № 1 и ПСОШ № 2 в Пограничном и в школе с. Сергеевка. Это стало возможным благодаря федеральной программе «Современная школа» национального проекта «Образование». Необходимое оборудование поступило в августе, а работу центры начали уже с сентября 2021 года.
Что такое «Точка роста»?
Центры «Точка роста» создаются в селах и малых городах России. Они нацелены на развитие ребят в естественно-научном и технологическом направлениях с помощью современного оборудования.
В школы Приграничья поступило по девять комплектов для проведения лабораторных и исследовательских работ по химии, биологии и физике – по три комплекта для каждого предмета. Также были получены комплекты для занятий 3D-моделированием и робототехникой.
Интересно, что «Точки роста» предполагают не только расширение исследовательских возможностей на уроках, но еще и учитывают удобство работы учеников и педагогов с новым оборудованием. Так, все показатели, которые измеряются многочисленными датчиками из цифровых лабораторий, можно увидеть на интерактивной доске или экране компьютера. Для этого в комплекте с оборудованием образовательные учреждения получили по три ноутбука.
К слову, под центр «Точка роста» в каждой школе определен отдельный кабинет, в котором для единства оформления сделан косметический ремонт в белой и серой цветовой гамме. Имеется и знак бренда «Точка роста».
Развитию ребят способствуют и шахматные столики, которые установили в холлах школ. Как рассказала директор ПСОШ № 2 Ирина Жалнина, они пользуются спросом. Особенно любят поиграть в шашки на перемене ученики старших классов.
На трех школах создание «Точек роста» в Приграничье не остановится. В 2023 году планируется открыть такие центры во всех общеобразовательных учреждениях округа.
Школьные опыты – по-современному
По словам Ирины Жалниной, все ребята в их школе уже знают, как работать с цифровыми лабораториями. К их помощи прибегают не на каждом занятии, а только тогда, когда они могут помочь раскрыть тему урока.
– Цифровые лаборатории обеспечивают наглядность, помогают заинтересовать детей предметом, – говорит Ирина Жалнина. – Используются они как на уроках, так и во внеурочной деятельности, например, когда ребята готовятся к экзаменам.
Главный инструмент – многофункциональный датчик, который подключается к ноутбуку. Помимо него, есть и другие инструменты более узкого действия, например, щуп для измерения температуры. На уроках химии Н. Ф. Савкина с ребятами с его помощью измеряли температуру огня. Дети не просто читают или слушают, что температура пламени отличается в разных его частях, а еще и видят это своими глазами.
В восьмом классе на уроке физики ребята смешивали холодную и горячую воду, а затем с помощью датчика наблюдали, как меняется температура. Дети высчитывали, какое количество теплоты выделяет горячая вода, когда остывает. Показатели, которые определяют любые датчики из комплектов, выводятся на монитор, и специальная программа сразу же строит графики.
Любопытны цифровые микроскопы, которые применяются на уроках биологии. Внешне они похожи на камеры. Наводится микроскоп, например, на лапку мухи, и сразу же видно изображение на экране.
В химической лаборатории есть датчик определения pH-среды. Дети проверяют почву в цветочных горшках и делают вывод: «Вот почему этот цветок увядает – почва плохая».
Впрочем, по словам И. Жалниной, несмотря на очевидные плюсы использования цифровых лабораторий, злоупотреблять новыми технологиями не стоит. В ПСОШ № 2 стараются активно использовать полученное оборудование, но не допускают, чтобы оно полностью вытеснило привычные методы.
– На экзамене по физике, к примеру, ребятам нужно уметь пользоваться классическим амперметром и вольтметром, – отмечает И. Жалнина. – А для этого с ними нужно периодически работать. Поэтому у нас даже есть такая практика: проводим лабораторную по электричеству, и тот, кто хочет получить пятерку, должен провести измерения классическим способом.
Юлия Стрижекозина.
Фото предоставлено И. Жалниной.
На снимке: Занятие по робототехнике в ПСОШ № 2.