Живем как одна большая семья Побывать в Барабаш-Леваде – самом отдаленном селе Приграничья – всегда заманчиво. Наперед предвкушаешь удовольствие от встречи с красотой и уникальностью природы, окружающей село, уютно разместившееся в распадке между сопками, и его людьми – простыми и достойными. Как живется и как трудится им здесь? Об этом наш разговор с Тамарой Борисовной Татариновой, учителем русского языка и литературы. 8 ноября она отметит очередной юбилей – ей исполнится 65 лет. 43 из них отдано школе, 36 лет трудится в школе Барабаш-Левады.
– Тамара Борисовна, чем вам дорога Барабаш-Левада?
– Здесь мой дом, и большая часть жизни прожита здесь. Хотя родилась я в Решетниково, в пяти километрах от этого села. В Барабаш-Леваду родители перебрались, когда села Решетникова не стало. И уже здесь я продолжила учебу в пятом классе, здесь мы с мужем сыграли свадьбу, сюда вернулись с ним из Комиссарово Ханкайского района, где я работала первые годы после института. В Барабаш-Леваде мои родные и друзья. Здесь я и сегодня не чувствую себя одинокой, хотя десять лет назад осталась без мужа.
Наверное, это главное достоинство нашего маленького села – живем как одна большая семья, все друг друга знаем, друг за друга переживаем, помогаем в трудную минуту.
Очень люблю природу, которая нас окружает, свежий воздух, которым дышим. Он будто лечит. Люблю рыбачить на реке Комиссаровка, люблю ходить за грибами. Есть у меня и своя заветная сопочка, где собираю грузди. Все это дает и радость, и отдых. – Сказывается как-то на жизни села его отдаленность?
– Сказывается. Село живет сложно. Хотелось бы больше внимания к нам. Приведу один пример. Село наше таежное. Бывает, звери из тайги на окраину села выходят: и тигры, и волки, медведи. А в селе нет ни одного фонаря. Наступают сумерки, и страшно выйти на улицу. Вопрос поднимаем, но он не решается. Приведу другой пример. Уже столько лет ждем ремонта двух мостов, по которым проехать – целая проблема. Мало у нас возможностей для интересного досуга. Неудивительно, что молодежь стремительно уезжает из села. Своего будущего она здесь не видит. – Вот и школа ваша теряет своих учеников.
– Это факт. Когда я начинала работать здесь учителем, в школе было более 100 учеников, еще несколько лет назад – 25, а сегодня – 12. У нас всего четыре класса – первый, третий, четвертый и шестой. Раньше школа была самостоятельной. А сегодня у нее статус филиала Жариковской школы.
Я веду уроки в шестом классе, в котором учатся четыре девочки. – Тамара Борисовна, а почему вы выбрали профессию учителя, почему русский язык и литература?
– Исполнила свою детскую мечту. Очень любила читать. Собирала вокруг себя мальчишек и девчонок и читала им книги, а в детских играх обязательно была учительницей. Поэтому, когда в первом классе моя первая учительница Татьяна Сергеевна Гранова спросила, кем хочу стать, ответила уже твердо – учителем. – С книгами дружите по сей день?
– Обязательно читаю, предпочитаю историческую литературу. А вот дети читают мало, к сожалению. От этого у них проблемы с пересказом, не умеют мыслить, анализировать.
Сегодня все увлечены гаджетами. Свой плюс в этом есть. Есть возможность получать дополнительную информацию. Но и минус внушительный. В интернете часто размещается что попало. А просеивать эту информацию ребята не умеют, бывает, берут и плохое себе в пример. – Тамара Борисовна, бытует мнение, что в маленькой школе, когда в классе несколько учеников, преподавать легче. Согласны?
– Насчет того, что легче наладить дисциплину, согласна. Значительно меньше времени требуется на проверку тетрадей, больше получается заниматься с каждым учеником индивидуально. В нашем классе есть девиз: «Ни одной ошибки в классной работе». И мы его придерживаемся. Я успеваю к каждой ученице подойти и проверить все, что написано за урок в ее тетради.
Но в остальном все сложнее. Интереснее учиться и преподавать в том классе, где ребят больше. Представьте, что в классе один-два ученика. Как им скучно! Да и нам, учителям, приходится дольше готовиться к каждому уроку. Хочется заинтересовать учеников, чтобы активно участвовали в уроке, рассуждали, делали выводы. Поэтому я, например, стараюсь больше использовать игровые моменты, тот же интернет. – Чем, на ваш взгляд, отличается сельская школа от городской? У кого какие преимущества?
– В сельской школе дети добрее, дружнее, откровеннее. Они все как на ладони. Мы, учителя, знаем каждую семью. Знаем, кому надо помочь, а с кого спросить. Ну а минус в том, что наши дети мало где бывают, мало видят интересного. Даже выехать в Пограничный на мероприятие – всегда проблема. То транспорта нет, то денег, чтобы его заправить. Стараемся компенсировать этот недостаток проведением своих мероприятий, их у нас много, и дети с интересом в них участвуют.
Хотелось бы видеть нашу школу более современной. В этом плане нам далековато даже до поселковых школ. Сегодня на всю школу только три компьютера, и только один новый, на котором можно работать без проблем, нет интерактивной доски, а ведь это тоже шаг вперед в обучении ребят. – Тамара Борисовна, поделитесь, встречались на вашем учительском пути сложные ученики?
– Самым трудным был мой первый класс, когда после института работала в Комиссарово. Мне дали девятый класс, оказалось, ребята в основном из трудных семей. Парни все рослые, крупные и с набором дурных привычек – пили, курили, грубили. Но я благодарна судьбе за этот опыт. Если бы не получилось выстроить с ними хорошие отношения, на полном доверии друг к другу, могла бы сломаться, уйти из школы.
Но получилось. Старалась быть требовательной и справедливой. Часто ходили с ребятами в походы. Учились разводить костер, ставить палатки, строить шалаши, играли в волейбол, рыбачили. Свою роль сыграли поездка в Дальнереченск по местам даманских событий, поисковая работа. Со временем поняла – ребята меня уважают. – А кем из своих учеников сегодня гордитесь?
– Покорил своей целеустремленностью Олег Раков. Приехал в наше село в 1999 году из Казахстана, жил у дедушки с бабушкой, учиться пошел в третий класс. Трудно ему было, толком по-русски говорить не умел. Но очень старался. А в результате и школу хорошо окончил, и затем высшее морское учебное заведение. Сегодня крепко стоит на ногах, работает по специальности, свободно владеет английским языком.
Гордимся в школе Леной Бахаревой, которая окончила сельхозакадемию с красным дипломом, работает в Пограничном на автопереходе агрономом первой категории, братьями Ильей и Кириллом Фабульянами. Один стал военным, другой – учителем. Сегодня рядом с нами работает наша бывшая ученица Евгения Евгеньевна Шишкина, преподает географию. Вспоминаем как лучших учеников Фаину Буцак, которая работает медиком во Владивостоке, Костю Ефименко, он завершает обу-чение в МГУ им. Невельского.
Гордимся тем, что из нашей глубинки почти все ребята поступают учиться дальше. – Тамара Борисовна, знаю, что и своими сыновьями вы можете гордиться. Знаю потому, что ваш старший сын Сергей несколько лет работал в редакции корреспондентом. Его мы, коллеги, вспоминаем только добрым словом. С хорошим стержнем вы воспитали парня – честного, принципиального.
– За это большая благодарность моему мужу Алексею Степановичу. Сам был порядочным человеком и детей учил только хорошему. Сегодня сыновья – моя опора. Сергей хоть и далеко живет, в Солнечногорске, но и на расстоянии меня поддерживает. А Женя рядом. Получил высшее юридическое образование, служит в погранвойсках. Часто бывает у меня, помогает управляться по хозяйству, помогает и моей маме, своей бабушке Таисии Даниловне. Она рядышком живет, в селе, и мне, понятно, тяжело одной управляться на два дома. – Тамара Борисовна, в юбилеи принято подводить очередные итоги. Как считаете, вы правильный выбор сделали в жизни, став учителем?
– Жизнь учителя насыщена. Живем проблемами своих учеников, их достижениями – не расслабишься, всегда на подъеме, всегда молод душой. Разве есть о чем сожалеть!
Ирина Басюк.
Фото автора.
На снимке: В глазах учеников Тамара Борисовна требовательный и справедливый учитель, с которым всегда интересно.