В душе учитель остаётся молодым 5 октября педагоги отметят свой профессиональный праздник. У многих среди учителей Приграничья он станет юбилейным. Так, учитель начальных классов Татьяна Владимировна Сибирцева в этом году отметит сорокалетие педагогической деятельности. 32 из них она отдала работе в ПСОШ №2, а последние 8 лет обучает ребят в ПСОШ №1. С ней и состоялся наш разговор.
Справка "ВП"
Татьяна Владимировна Сибирцева родилась в Челябинске. Когда ей было 8 лет, семья переехала в Пограничный район. После окончания железнодорожной школы Татьяна Владимировна поступила в Спасское педагогическое училище, затем – в Уссурийский государственный педагогический институт, который окончила в 1991 году.
В 2002 году ей присвоено звание почётного работника общего образования.
У Татьяны Владимировны двое сыновей – Евгений и Александр. Евгений проживает в Уссурийске, а Александр – в родном Пограничном.
Татьяна Владимировна увлекается кулинарией и шитьём.
– Татьяна Владимировна, что в вашем подходе к работе педагога осталось неизменным, а что вы со временем пересмотрели?
– Я считаю, главное – воспитание доброты в детях. Так я думала и сорок лет назад, так думаю и сейчас. Всегда уделяю особое внимание тому, чтобы дети были добры друг к другу и к окружающим. Иногда ребята сталкиваются с неприятными ситуациями, когда они к человеку относятся хорошо, а в ответ этого не получают. Например, ребёнок спрашивает: «А вот меня бабушка в очереди оскорбила, как быть?». Стараюсь объяснить, что в таком случае стоит больше сочувствовать, чем обижаться. Никогда не позволяю себе оскорблять и унижать детей, считаю это недопустимым для педагога.
А того, что в работе изменилось, много. Время не стоит на месте, вот и мне как педагогу приходится осваивать новые технологии, внедрять их в обучение. Смотрю современные мультфильмы, интересуюсь тем же, чем интересуются дети, чтобы понимать их. – Какой видите роль современной школы в жизни детей?
– Период, когда мы находились на дистанционном обучении, очень ярко показал, насколько важна очная учёба в школе. Здесь ребята учатся общению друг с другом, видят, какие они все разные и получают социальный опыт.
Безусловно, школа – главный источник знаний. Сейчас много детей, которые понимают, что хорошо учиться – это престижно. Раньше тоже так было, но сегодня это выражено более ярко. А вот 1990-е годы были таким периодом, когда дети учиться практически перестали. Они считали: если деньги есть, то поступишь, а если денег нет, всё равно не поступишь, как ни старайся. Сейчас у детей есть стимул. Они стараются учиться, чтобы поступить в высшее учебное заведение на бюджетной основе. Ребята живо интересуются цифровыми технологиями – мы с коллегами много им рассказываем о современных профессиях, связанных с ними.
Считаю, изменилась и роль учителя в современном обществе. Раньше она была значительно выше. Сейчас гаджеты подчас перебивают не только учителей, но и родителей. Дети видят в интернете немало примеров плохого поведения, отличного от того, которому их учат дома и в школе, и, бывает, делают неправильный выбор. – Что в работе вас мотивирует?
– Я получаю удовольствие от общения с детьми. У них энергия бьёт ключом, и это заряжает. Каждый раз, когда набираю первый класс, думаю, у меня уже так много материала собрано, что больше не понадобится. Но всё равно приходится искать что-то новое.
Каждый первый класс отличается от предыдущего. Интересно наблюдать, как обновляется речь детей: одно поколение легко объясняло какие-то слова, а другое их уже не понимает, потому что у него новая лексика. Мне нравится замечать, как меняются поколения, и самой меняться вместе с ними.
Недавно встретила ученицу, которой сейчас 30 лет, и она мне сказала: «Я поражаюсь, что вы не меняетесь. Когда мы учились, вы выглядели так же молодо!». А с детьми стареть не получается, душа остаётся молодой. Когда ты постоянно с детьми, с ними хочется и побегать, и посмеяться – не заскучаешь.
Я ещё не встречала среди учителей начальных классов спокойного, скупого на эмоции коллегу. Когда мы собираемся вместе, у нас всегда громко, эмоционально, весело. – Как профессия влияет на вашу повседневную жизнь?
– Педагоги привыкают учить и дотошно объяснять каждое действие. Это переносится и в повседневное общение, но не всем окружающим такое нравится.
Мне интересно, как складывается жизнь моих учеников после выпуска из начальной школы. Со многими поддерживаю общение. Приятно, что они меня тоже не забывают.
Случается недопонимание в семье из-за ночных проверок тетрадей, подготовки к урокам и разговоров о школе. Иногда одёрнешь себя, решишь, что не будешь дома о школе говорить, а всё равно забываешь про своё обещание. Я всегда переживаю за своих учеников, много о них думаю. Особенно, если знаю, что у кого-то в семье беда. Взрослые свои проблемы сами решают, а для детей многие семейные проблемы неразрешимы. – Какие, на ваш взгляд, в профессии педагога трудности?
– Тяжело то, что сейчас очень много лишней работы. Каждый год нас обещают избавить от большого объёма отчётности, оставить только необходимый минимум, но на деле ничего не меняется. Мы не успеваем, вынуждены и по вечерам, и на выходных уделять время отчётности. Это очень мешает обучению, меньше времени на общение с детьми, проведение интересных мероприятий.
Уважаю своих коллег и восхищаюсь ими, потому что понимаю, насколько тяжёл наш труд. И тем не менее мы стараемся в полную силу, чтобы дать детям необходимые знания и такие необходимые первые уроки общения друг с другом, общения в обществе.