Все профессии важны, а какую выбрать? Выбор профессии – дело ответственное. Помочь ребенку в этом может семья, особенно когда сын или дочь хотят пойти по стопам родителей. Но немалое влияние на это оказывает школа, ведь именно там дети знакомятся с разными областями знаний, заводят увлечения, открывают свои сильные и слабые стороны.
К каждому возрасту - свой подход
О том, как ведется профориентационная работа в школе, мы узнали у методиста первого отделения ПСОШ № 1 Ларисы Живчиковой.
– Активная профориентационная работа у нас начинается с седьмого класса, – рассказала Лариса Геннадьевна. – Задачи педагога в этом вопросе отличаются в зависимости от возраста детей.
В седьмом классе подростки, к примеру, ориентируются на внешнюю привлекательность профессии. Им может нравиться красивая форма, место работы, герои кинофильмов из этой сферы и многое другое. На этом этапе важно познакомить детей с внутренним содержанием профессии, дать понять, в чем именно заключается работа конкретного специалиста.
В восьмом классе акцент делается на личность самого ребенка. Чтобы сделать правильный выбор, ребятам нужно оценить не только свои интересы, но и способности, возможности. Мы ориентируем восьмиклассников на самопознание. Отдельные занятия посвящаются способностям к практической, интеллектуальной деятельности, к профессиям социального и офисного типов, к предпринимательству. Дети могут присмотреться к разным сферам и понять, что им ближе.
В девятом классе усиливаем внимание на практической стороне. В этом возрасте подростку уже важно попробовать себя в профессиях. На этом этапе мы знакомим ребят с работой в коллективе, помогаем подросткам сориентироваться на рынке труда, узнать о востребованных профессиях, формах получения образования.
Большая роль в профориентационной работе отводится экскурсиям и встречам с представителями разных профессий. В этом направлении с нашей школой активно взаимодействуют пожарная часть и ОМВД. Сотрудники МЧС и полицейские часто сами приходят к ребятам и рассказывают о своих специальностях. При школе уже три года действует кружок «Юный друг полиции». Приезжают с познавательными занятиями и гости из вузов и колледжей края.
Узнать себя помогают тесты
Мало изучить разные специальности, чтобы определиться с будущей профессией. Понять еще нужно и себя самого. В этом школьникам помогают различные тесты. Старшеклассники ПСОШ № 1 недавно узнали, в каких специальностях их видит искусственный интеллект. Они прошли тест «Какой ты ученый» на платформе «Наука. Территория героев».
От множества заурядных опросников этот тест отличается тем, что гибко подстраивается под человека. В зависимости от ответов могут меняться и следующие вопросы, и набор вариантов в них. Искусственный интеллект определил наиболее подходящую для школьника область науки и постепенно сузил варианты. В результате каждый получил карточку с информацией о знаменитом ученом и сфере его научных интересов. После этого ребята могли продолжить тест и продемонстрировать свои знания в выпавшей им области. Итогом второй части теста стала конкретная профессия.
Десятиклассник Влад Денисов отметил, что ему понравилось разнообразие вопросов. Однако результат ему не подошел: Влад планирует связать карьеру с журналистикой или телевидением, а не с наукой.
– Мне выпал океанолог Лев Зенкевич, – поделилась девятиклассница Влада Леонтьева. – Результат мне подходит: я хочу стать ветеринаром. Определилась с профессией еще в шестом классе. Когда вижу бездомных и больных животных, мне хочется их вылечить, отдать в хорошие руки.
Подошел результат и Веронике Охрименко, которой выпал советский экономист Николай Кондратьев. По словам Вероники, именно с экономикой она и хочет связать свою будущую карьеру.
– Тест определил меня в медицинскую сферу, – рассказала девятиклассница Аня Тасыбекова. – Как раз в медицинский вуз я и собираюсь поступать после одиннадцатого класса. У меня мама и бабушка – врачи. Мне всегда нравилось наблюдать за их работой.
Заглянули на станцию
Для ребенка, желающего узнать о профессии больше, нет ничего познавательнее, чем посмотреть на нее изнутри. Такую возможность дают организации, приглашающие ребят к себе на экскурсии. По словам специалиста по охране труда железнодорожной ст. Гродеково Олеси Геннадьевны Корбут, школьников они приглашают несколько раз в год.
В сентябре на экскурсию придут ученики ПСОШ № 1, а недавно станцию посетили семиклассники ПСОШ № 2. Как рассказала замдиректора ПСОШ № 2 по воспитательной работе Любовь Николаевна Шурбя, это был первый визит учеников на предприятие после пандемии.
– Мы совместили сразу два направления, – отметила О. Корбут, проводившая экскурсию. – Показывали ребятам работу железнодорожной станции и сразу же объясняли правила безопасности на железной дороге.
По станции ребята путешествовали в ярких оранжевых жилетах. Возможность примерить элемент специальной одежды, конечно, всегда вызывает у детей особый восторг. Их провели по зданиям вокзала и станции, разрешили побывать и в таможенном корпусе.
– Детям было все интересно, – поделилась Л. Шурбя. – Особенно им понравилось в диспетчерской, куда просто так, конечно, не попадешь.
Школьники увидели за работой дежурного по станции и оператора при нем, маневрового диспетчера и других сотрудников. Поразили ребят пульт-табло и пульт-манипулятор. Масштабные конструкции с множеством кнопок и рычажков на панели удивили их своей замысловатостью и духом фантастических фильмов. Только вот это не фантастика, а реальность, в которой с помощью пульта-манипулятора диспетчер задает маршруты, открывает и закрывает сигналы, передает стрелки, вызывает работников и выполняет другие задачи для управления работой станции.
Ребят познакомили с правилами поведения на перроне, объяснили, для чего там яркой желтой полосой обозначена ограничительная линия. Дети увидели, как делается стрелочный перевод: его провели специально по команде, когда экскурсия дошла до самих железнодорожных путей.
– В техклассе дети посмотрели фильм о мерах безопасности на железной дороге. Потом я показывала им тормозной башмак, предлагала попробовать его поднять, но желающих не нашлось, – с улыбкой рассказала О. Корбут.
После экскурсии по станции ребят ждала коллективная фотоссесия в жилетах, а дома они делились своими впечатлениями с родителями. Пользу от экскурсии в выборе будущей профессии я смогла увидеть на примере сестры-ученицы. После визита на станцию она решила связать свою будущую профессию с железной дорогой.
Безусловно, профориентационная работа в школе не нацелена на мгновенный результат. Она рассчитана на систематическое погружение в мир профессий, знакомство с востребованными специальностями, изучение собственной личности. Совместный труд педагогов, вузов и предприятий в профориентационном направлении дает детям самое главное – возможность выбирать и знания о том, как сделать этот выбор правильно.
Юлия Стрижекозина.
Фото предоставила Л. Шурбя.
На снимке: Произвело впечатление на ребят место работы диспетчера.