Олеся Сторожук: Лечить людей мечтала с детства За масками лиц не разглядеть. Но настоящая улыбка не на губах – в глазах. Олеся Сторожук – очаровательная молодая девушка с профессиональной мудростью и стойким характером. Она окончила медицинский вуз в 2019 году, в марте прошлого года пришла работать терапевтом в нашу больницу. А уже осенью рабочая рутина сменилась настоящим испытанием – вместе с коллегами Олеся принимала пациентов с COVID-19 и подозрением на него в амбулаторно-инфекционном кабинете поликлиники.
– Как вы пришли в профессию? Почему решили выбрать медицину?
– До пятого класса я занималась художественной гимнастикой и получила спортивную травму. С ней попала в стационар тысячекоечной больницы Владивостока, потом лечилась несколько лет. В этот период ко мне и пришла любовь к медицине. Я всегда смотрела на врачей с большим уважением, но с того времени точно знала, что стану врачом. Всем вокруг об этом говорила! – А как оказались в нашей больнице?
– Я сама из Владивостока. После окончания вуза несколько месяцев работала в поликлинике МВД, а в Пограничный переехала за мужем. Устроилась тут в больницу. В коллектив влилась достаточно быстро, люди здесь отзывчивые. Если кому-то нужна помощь, я всегда помогу. Если мне самой нужна помощь, коллеги помогут мне. – Отличаются ли представления студента лечебного факультета о работе в больнице от реальности?
– Да. Когда я была студенткой, немного иначе это все себе представляла. Даже не в плане какой-то обстановки на работе, а в плане возможностей диагностических исследований пациентов. Мне казалось, что я могу делать что-то более глобальное, но на деле действительно все немного иначе. Где-то нет возможности для основательного обследования, пациентов нужно по маршрутизации отправить к другим специалистам. Это немного усложняет ситуацию в принципе, неудобно как пациентам, так и нам как специалистам. Но ничего, приходится довольствоваться тем, что имеем. Работать можно, просто есть нюансы. – На вашу долю выпала нелегкая задача – прием пациентов в инфекционном кабинете. Были ли вы готовы к такой сложной работе?
– Это было тяжелое время. Но когда идешь в медицину, то знаешь, что может произойти все что угодно, и работать придется при любых обстоятельствах. Я к пандемии отнеслась как к данности. Инфекционный кабинет открыли, потому что важно было разделить пациентов. Врачи в поликлинике принимали пациентов без температуры, инфекционная бригада – пациентов с температурой.
Сначала обращений было не так много, в день ко мне могло прийти 30-40 человек. А когда увеличилась заболеваемость, каждый врач принимал по 60-70 пациентов в день. Мой «рекорд» – 74 человека за сутки. Работали с 8:00 и, бывало, до 20:30. Выходили из кабинета никакие. А что сделаешь? Население нужно было лечить.
Помимо приема, я консультировала пациентов по телефону. В разгар пандемии много звонили. Звонки были и на выходных, и в 10-11 часов вечера. К этому надо относиться спокойно. Ну уделю я пять минут человеку – от меня не убудет, а ему помощь. Пусть лучше вовремя посоветуется, чем затянет острые процессы, что только ухудшит состояние и усложнит дальнейшее лечение.
Сейчас звонки поступают реже, но с тяжелыми пациентами я всегда стараюсь поддерживать связь. Это очень важно. Они звонят мне, если состояние ухудшается. Так я могу оперативно дать совет, переназначить лечение, куда-то направить. Конечно, всегда лучше, чтобы человек пришел на прием, и я провела диагностику. Но бывают и экстренные ситуации.
Наплыв пациентов стал уменьшаться в январе, ведь в праздники люди меньше контактировали друг с другом. В феврале больных стало еще меньше. В марте было выявлено три случая заболевания коронавирусной инфекцией, но это уже не то количество, с которым мы работали в разгар пандемии.
Это было мое боевое крещение. Отношение к работе после этого не поменялось. Как я подходила к ней ответственно, так и буду подходить. Просто сейчас стало легче, и это радует. – Как вы оцениваете возможности больницы? Какие есть недостатки, какие видите перспективы?
– Перспективы у больницы есть. Уже сейчас идут изменения. Например, внедряется компьютеризация. Компьютер теперь есть у каждого врача в поликлинике. Лично для меня это существенно облегчает работу. Я печатаю быстрее, чем пишу, и долго привыкать, осваивать программы мне не нужно. Врачам старшего поколения, конечно, тяжеловато. Но я думаю, это дело времени. Потихоньку они адаптируются, привыкнут, где-то и мы, молодые специалисты, поможем.
Благодаря компьютеру мы теперь на месте можем оформлять пациентам инвалидность, записать их к другим специалистам. Это очень удобно как для меня, так и для моих пациентов. Например, я оформляю пациенту инвалидность, звоню ему и говорю: «Я вас записала на такое-то число в 9:00 к неврологу, на 9:40 – к хирургу, чтобы вы не сидели долго в очереди». Люди довольны, ведь можно подобрать удобное для них время.
Когда это все будет реализовано, возможности существенно расширятся, повысится комфорт. Впоследствии можно будет набирать результаты осмотров на компьютере. Не нужно будет все писать от руки, многое можно будет копировать, больше не надо будет переписывать анализы.
Из недостатков больницы – очень не хватает узких специалистов. Я не могу подкрепить свои предположения о заболевании у них. Пациентам же приходится ездить на какие-то обследования или консультации в другие населенные пункты. Это самое неудобное, что есть в моей работе. В остальном со всем справляюсь.
Нехватка специалистов – общая проблема. Есть она и в городах, но в сельской местности стоит особенно остро. В городе легче работать, потому что там я всегда была подкреплена узкими специалистами, могла тут же направить пациентов куда нужно. Там сразу доступны высокотехнологичные обследования. В этом плане в городе гораздо проще.
Но хоть я человек городской, мне в какой-то степени и работа, и жизнь в поселке нравятся больше, чем в городе. Здесь более простодушные люди, с ними легче найти общий язык. Возможности у медицины на местах есть. Почему нет? Их нужно развивать. Перспективы всегда есть, главное – в них вкладываться. – Ваш рабочий настрой?
– Настроение позитивное, даже несмотря на пандемию. В медицину я шла по призванию, с желанием работать, и я люблю свое дело, поэтому трудности меня не напугали.
В будущем собираюсь поступать в ординатуру. Хочу стать ревматологом или неврологом, но пока еще не определилась. Даже когда я училась в университете, заболевания из этих областей уже вызывали у меня интерес.
Юлия Стрижекозина.
Фото предоставлено О. Сторожук.