Наталья Савкина: Увидеть талант в ученике – мало, его надо раскрыть За три последних года ученики Натальи Савкиной 22 раза становились победителями и призерами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Шесть раз они проходили на региональный этап. Трижды ее ученики занимали призовые места в крае.
Любопытно, что ни к профессии педагога, ни к познанию биологии Наталья Федоровна изначально не стремилась. Она мечтала о работе в юридической сфере, но судьба вела ее к учительскому делу.
– Большое влияние на меня оказала учитель биологии Любовь Александровна Яворина, – рассказывает Н. Савкина. – Она была педагогом высочайшего класса, а еще очень интересной и яркой женщиной. Несмотря на строгость, ее любили все ученики. Уже будучи студенткой, я посещала ее уроки, чтобы набираться опыта.
Педагогическую практику проходила под руководством Надежды Петровны Видовой. Она очень многое мне дала, научила профессионально относиться к нестандартным ситуациям. Когда пришла работать сюда, в железнодорожную школу, мне помогала Людмила Сергеевна Бухарина. Будучи завучем, она посещала мои уроки, всегда вела себя корректно, тактично. Меня она направляла и аккуратно подталкивала к новым достижениям до тех пор, пока я не получила в 2005 году нагрудный знак «Почетный работник общего образования РФ». А главное кредо Людмилы Сергеевны – «меньше собой любуйся, больше детей показывай» – стало и моим.
Каждый год на олимпиадах блистают звездочки из всех школ Приграничья, демонстрируя хорошие знания по самым разным предметам. Но, пожалуй, только экологи из ПСОШ № 2 могут похвастаться массовостью и ежегодным стабильно высоким результатом. Всех их подготовила Наталья Федоровна. Впрочем, сама она скромничает и считает, что к успеху ребят приложили руку и другие педагоги.
– Экология – предмет комплексный, – рассказывает Н. Савкина. – В успехах учеников заложен труд всех учителей, не только биолога. Экология предполагает много расчетов, а это – математика. Знание физических и природных явлений – это физика и география. Английский язык требуется для свободной работы с англоязычными терминами, которых в экологии много. Знание информатики необходимо, например, для работы с таблицами в Excel, потому что в экологии большой объем статистических данных, с которыми вручную справиться трудно. И, конечно же, никуда без родного языка, ведь дети пишут проекты. Для этого нужно быть грамотным, уметь четко формулировать мысли.
Пока мы с Натальей Федоровной беседуем, рядом ее ученики, целая экологическая команда. Это ребята из разных классов, посещающие дополнительные занятия. К слову, на таких занятиях учитель никогда не делит учеников по классам: и новички-восьмиклассники, и опытные одиннадцатиклассники на дополнительные занятия ходят вместе. Это позволяет ребятам помладше понимать, что их ждет впереди, изучать предмет углубленно, а для ребят постарше – это отличная возможность освежить и закрепить уже имеющиеся знания.
– Мне всегда нравилось формировать детей в разновозрастные группы, – говорит Наталья Федоровна. – Так они становятся командой и идут дальше, до самого выпуска. Они помогают друг другу, учатся слаженно находить ответы на интересующие их вопросы.
Очень важным на своих уроках Наталья Федоровна считает наглядность. Прежде чем познакомиться, например, с типами жилкования листьев, ребята их собирают и засушивают, а на уроке уже изучают. По ее словам, когда они могут увидеть, пощупать материал, соответствующий теме урока, то запоминают ее гораздо лучше.
Ученики с удовольствием пополняют коллекцию наглядных материалов своими находками. Здесь и улей с крупной засохшей пчелой, и удивительных форм ракушки, и разные корневые системы, семена, мох, листья, модели цветков, древесные спилы, лишайники и многое другое.
Любовь к своему делу, увлеченность им, творческий подход и искренняя радость за успехи учеников чувствуются у Натальи Федоровны во всем. Ребятам рядом с ней легко, они не боятся поделиться своим мнением, с энтузиазмом задаются научными вопросами. А она чутко распознает особенности каждого ученика. Команда экологов ПСОШ № 2 объединяет ребят не только разных возрастов. Среди них и прилежные отличники, и ребята с не самым гладким отношением к дисциплине. Всех их отличает способность к логике и анализу. Но чтобы дети смогли раскрыть свои таланты и способности, не обойтись без увлеченного, горящего своим делом педагога, такого, как Наталья Федоровна Савкина.
Юлия Стрижекозина.
Фото автора.
На снимке: Рядом с увлеченным учителем ребятам всегда интересно.