Из крана водица – не умыться и не напиться? Как платить за воду – по нормативу или по счетчику? Кто отвечает за водосчетчик, и как уменьшить плату? На эти и другие вопросы мы попросили ответить юриста ресурсоснабжающей организации МУП «Коммунсервис» Максима Потапенко.
– Максим Юрьевич, к нам обратилась читательница, которая рассказала, что у нее есть водосчетчик, но они с мужем болели, отсутствовали в поселке, вовремя не передали данные. Как правильно решить этот спорный вопрос, спрашивает пенсионерка, чтобы не переплачивать?
– В случае, если пользователи, имеющие водосчетчик, пропустили по каким-либо причинам передачу показателей счетчика в период с 20 по 25 число каждого месяца, то им оплата насчитывается по среднему значению (данные берутся за полгода) два месяца. Если показатели счетчика не предоставляются и дальше, то оплата рассчитывается по нормативу.
Когда пользователь появится дома и сможет передать нам показания, ему будет выставлен счет согласно показателям водосчетчика.
Вопросы оплаты всех видов коммунальных услуг регламентируются постановлением
№ 354 от 06.05.2011 года «О предоставлении коммунальных услуг». Сюда входит водоснабжение, централизованное отопление, водоотведение и др. Сейчас подсчет сумм для оплаты услуги производится благодаря компьютерным программам. Передача данных производится с помощью СМС и по вацапу на номер 8 902 506-86-36, по телефону 21-2-12 в рабочее время или же лично. Во внимание берутся только цифры черного цвета.
Рекомендую вашим читателям, которые вовремя не передали данные, как только появятся дома, передать показатели. Водоснабжение – одна из самых дешевых услуг, но все равно желательно не накапливать долги, оплачивать квитанции вовремя.
Напоминаю, что передавать показатели нельзя голосовым сообщением или пересылая фото панели прибора. Кстати, можно получать квитанции в электронном виде, для многих это будет даже удобнее обычных и сэкономит бумагу. Чтобы получать квитанции в электронном виде на свой электронный адрес, нужно обратиться в МУП с заявлением. – Что будет, если не платить за воду вовремя?
– 1 января 2021 года завершилось действие моратория на начисление пени за задержку в оплате. Мораторий был введен в прошлом году из-за пандемии коронавируса, когда жители находились на самоизоляции. Граждане, которые имеют задолженность, должны в ближайшее время погасить долг, иначе будет насчитана пеня.
Взимание пени предусмотрено Жилищным кодексом. В настоящее время у нас идет отладка компьютерного программного обеспечения, и затем будем активнее работать с неплательщиками. Начнем начислять и взимать пеню за просрочку платежа. Если эта мера не будет эффективна, то будем ограничивать водоотведение плоть до полного прекращения предоставления услуги. Оборудование для этого в организации имеется.
В поселке есть неплательщики, которые задолжали уже крупные суммы. Так, в доме
№ 64 на ул. Ленина жильцы муниципальной квартиры должны более 50 тыс. рублей за воду, жильцы квартиры на ул. Ленина, 44, – свыше 200 тыс. рублей. К сожалению, среди должников есть люди, которые не являются малоимущими, работают, например, в администрации округа, военнослужащие, госслужащие различных ведомств. Если брать в общем, то самые аккуратные плательщики – пенсионеры, они умеют так распределять свои пенсии, чтобы не оказаться в должниках. – А есть ли позитивные примеры, когда должники начинают выбираться из долгов?
– Конечно, есть. Например, мужчина, задолжавший более 20 тыс. рублей, наконец-то начал выплачивать долг, он также собрал документы, согласно которым его дети очно учатся в других городах, благодаря этому получил перерасчет, и сумма долга значительно уменьшилась.
Если у вас есть какие-то вопросы, недопонимание, приходите в абонентный отдел в рабочее время - с 9:00 до 17:00 (обед с 12:30 до 13:30) - по адресу: ул. Карла Маркса, 1 б. Решать вопросы по телефону не стоит, ваши персональные данные не будем обсуждать, не удостоверясь документально, что это именно вы.
В любом случае разбираться будем индивидуально. Возможна рассрочка платежа. Главное, соблюдать график погашения долга и оплачивать текущие счета. – Максим Юрьевич, как часто нужно менять приборы учета воды или проходить госповерку оборудования? Кто должен отслеживать эти сроки, «Коммунсервис» или владелец?
– Компьютерная программа, которая делает отметку о выводе из эксплуатации прибора, делает это автоматически по истечении срока госповерки. Мы не обязаны информировать потребителя об истечении срока госповерки. Поскольку прибор учета является собственностью гражданина, то он сам должен следить за ним. И решать, далее платить по нормативу или воспользоваться прибором учета и платить по показателям, – это дело пользователя услугами.
Каждый прибор учета имеет срок госповерки, в случае водосчетчиков в основном это шесть лет с момента первой госповерки. Дата ввода в эксплуатацию не имеет значения, прибор может пролежать у вас все время впустую, и если вы его введете в эксплуатацию за месяц до окончания срока, то через месяц вам его придется менять либо заказывать новую госповерку, которая является платной услугой. Так что не советую покупать прибор впрок.
Как узнать дату первой госповерки? В коробочке, в которой лежал прибор, обязательно есть паспорт. Обратите внимание на дату первичной госповерки, она должна иметь дату, подпись государственного поверителя и печать. Также прибор должен иметь пломбу завода-изготовителя.
Решив установить прибор учета, вы приобретаете его – он ваша собственность. После установки прибора учета, взяв документы на жилое помещение, свой паспорт, СНИЛС, документы на прибор, вы приходите к нам, пишете заявление о его вводе в эксплуатацию, согласовываете дату и время опломбирования прибора учета. В итоге получаете акт ввода в эксплуатацию прибора учета. – Часто жители поселка жалуются на появление в кранах желтой, а то и оранжевой воды. Кто виноват в том, что в наши дома попадает некачественная вода, можно ли в этом случае сделать перерасчет?
– Проблема ржавой воды не нова, она в поселке длится десятилетиями. Винить во всем ресурсоснабжающую организацию нельзя. Основная причина заключается в физическом износе сетей, морально устаревшем оборудовании.
В последние годы сделаны большие шаги к обеспечению населения Пограничного чистой водой. У нас реализуется программа «Чистая вода». Завершен ее первый этап: подготовлена площадка и установлены резервуары чистой воды, проложен магистральный водопровод протяженностью 3,5 км, построены водозабор между реками Точилка и Кордонка, камера распределения, насосная станция подкачки, ЛЭП 6 кВТ и 0,4 кВТ, трансформаторная подстанция.
Второй этап программы запланирован к реализации в 2021-2022 гг., на завершающем этапе будет реконструирована станция обезжелезивания.
Ежегодно у нас проходят ремонт и замена труб водовода, колонок, чистка колодцев. По плану ведутся работы по текущему ремонту фильтров, выполнение перезагрузки фильтрующего состава, проведение промывки фильтров и скважин. Станция обезжелезивания ведет лабораторный контроль за качеством подаваемой воды, отбор проб из уличных колонок, кранов внутренних водопроводных сетей, мониторинг состояния недр на предмет уровня воды.
Еженедельно Роспотребнадзор осуществляет отбор воды для проведения анализов, причем не извещая, где и когда будет проводиться забор воды. По микробиологическим показателям вода в поселке надлежащего качества.
Основная масса жалоб на качество воды поступает из многоквартирных домов. Сколько лет водопроводные трубы в многоквартирных домах не проходили очистку, какие за эти годы на них накопились отложения? Содержание внутридомовых коммуникаций – дело управляющих компаний. И конечно, жильцы могут требовать у управляющей организации очищать внутреннюю систему водоснабжения, также как это делается регулярно с отопительной системой.
Чтобы получить перерасчет из-за качества воды, нужно пригласить специалистов, составить акт, чтобы зафиксировать нарушение. Потому что в соседнем доме, даже квартире, вода может идти надлежащего качества, и нужно разбираться в каждом конкретном случае в причинах произошедшего. Возможно, был гидроудар из-за забора воды пожарной техникой, или после аварии на водоводе, или сосед проводил ремонтные работы в квартире. – Есть ли какие-то тонкости для тех, кто платит по нормативу?
– Тем, кто вносит плату по нормативу, хочется напомнить, что вам необходимо вовремя информировать ресурсоснабжающую организацию, что кто-то зарегистрировался в жилом помещении или снялся с регистрационного учета. В случае, если ваш ребенок уехал учиться в другой населенный пункт, вы можете обратиться за перерасчетом, предоставив справку, что он является студентом очной формы обучения.
По заявлению перерасчет предоставляется на срок не более полугода, потом, если приносите новую справку, вновь отсутствующий студент не учитывается. Эта норма носит заявительный характер.