Автовладельцы, готовьтесь к переменам 1 марта 2021 года в нашей стране начнут действовать нововведения, связанные с проведением технического осмотра транспорта. Так, будет обновлен Федеральный закон «О техосмотре», несколько постановлений правительства, некоторые нормативные акты, которые полностью реформировали систему контроля за техническим состоянием автотранспорта. Также вводятся несколько связанных с этим поправок в Уголовный кодекс РФ и Кодекс административных правонарушений.
О новшествах мы попросили рассказать руководителя АНО «Приморская организация технического осмотра и контроля АМТС» Ю. Я. Фареника.
– Юрий Яковлевич, расскажите, почему понадобилась новая система прохождения техосмотра?
– Основная задача нововведений – обеспечение безопасности дорожного движения. Новые правила должны избавить нас от «металлолома» на дорогах, бороться с нелегальным выпуском диагностических карт. Необходимость в изменениях стала очевидной уже несколько лет назад, когда стало понятно, что большой процент аварий происходит из-за плохого состояния транспорта.
Как помнят автовладельцы старшего поколения, раньше за техосмотр отвечала Госавтоинспекция, и владельцы транспорта очень тщательно подходили к его прохождению. Сейчас за тех-осмотры отвечает Российский союз автостраховщиков (РСА). И эксперты говорят, что по стране до 60% автовладельцев не проходят техосмотр, они покупают диагностические карты только для оформления ОСАГО и даже не заезжают в сервис. Эта порочная практика должна в скором времени уйти в прошлое, что улучшит ситуацию с аварийностью на дорогах.
Получается, что транспорт не проходит техосмотр, многие страховщики просто торгуют бумажками. К примеру, на диагностической карте стоит адрес приморского пункта техосмотра, а по номеру диагностической карты автомобиль прошел техосмотр в Калининграде или Москве, Петропавловске-Камчатском. В таких случаях страховые компании могут применять регрессные меры в выплатах при ДТП.
Новые правила должны были вступить в силу минувшим летом, однако пандемия коронавируса внесла свои коррективы. И поэтому срок введения был перенесен на 1 марта 2021 года. – Какие новшества ждут автовладельцев в марте?
– Для добросовестных владельцев личных автомобилей практически ничего не изменится. Весь процесс для личных легковых автомобилей, согласно установленному законом регламенту, должен занимать не более 30 минут.
Техническая часть диагностики не изменилась. Проверяется работа тормозной системы, рулевого управления, световых приборов, стеклоочистителей и стеклоомывателей, газобаллонного оборудования (если есть), износ и целостность шин и колесных дисков, выхлоп (загрязняющие вещества и шумность), комплектность транспортного средства и отсутствие незарегистрированных изменений в конструкции.
Новшества касаются работы проверяющей стороны. Пройти диагностику можно будет только в аккредитованных компаниях. Также с 1 марта вводится понятие пропускной способности пункта техосмотра.
Создана специальная система ЕАИСТО (единая автоматизированная информационная система техосмотра, на которой ведется учет аккредитованных операторов ТО и выданных диагностических карт). Технические эксперты пункта техосмотра должны будут входить в систему ЕАИСТО по электронной подписи, вводится и обязательная фотофиксация автомобилей при заезде и выезде из технического сервиса. Вся процедура будет проходить в режиме онлайн под постоянным контролем. Если что-то пойдет не по регламенту, система не даст продолжить оформление.
Фотографии будут заноситься в электронную базу данных ЕАИСТО. Фотофиксация будет проводиться с привязкой к данным геолокации – в обязательном порядке будут фиксироваться координаты автомобиля. Координаты в момент съемки должны совпадать с координатами пункта тех-осмотра из реестра аккредитованных операторов. Так можно удостовериться, что машина действительно проходила техосмотр в указанном сервисе в указанное время.
Такая диагностическая карта будет иметь статус официального документа. Страховые компании на основе этих данных будут выдавать полисы ОСАГО.
При техосмотре автобусов будет присутствовать сотрудник ГИБДД, который также будет ставить свою электронную подпись в документ о техосмотре.
Все эти нормы нужны во избежание мошеннических действий с диагностическими картами. Надзор за аккредитованными пунктами техосмотра передается с марта следующего года региональному органу Госавтоинспекции. – Какие наказания предусмотрены для нарушителей правил техосмотра?
– Для нарушителей процедуры прохождения техосмотра вводятся серьезные штрафы. Водителей, купивших диагностическую карту, которая не проходит по системе ЕАИСТО, будут штрафовать по данным камер видеонаблюдения в дорожных условиях и сотрудники ГИБДД. Размер штрафа составит порядка 2 тыс. рублей (за это нарушение можно будет штрафовать один раз в сутки до устранения нарушения, то есть до прохождения техосмотра). Узнать, есть ли техосмотр, сотрудники ГИБДД смогут по госномеру автомобиля.
Водителям, которые будут проходить техосмотр в не имеющих аккредитации организациях, грозит уголовная ответственность за приобретение заведомо поддельного документа.
Предусмотрена также ответственность за выдачу диагностической карты без проверки автомобиля – штраф до 300 тыс. рублей. Более того, компании, выдающие диагностические карты, но не аккредитованные в РСА, будут нести уголовную ответственность за незаконное предпринимательство. В этом случае грозит штраф до 500 тыс. рублей, предусмотрено наказание в виде лишения свободы до 5 лет. – Изменились ли сроки прохождения техосмотра?
– Владельцы транспортных средств категорий А, В менее 4 лет освобождены от обязанности проходить техосмотр.
Владельцы транспортных средств категорий А, В от 4 до 10 лет обязаны проходить техосмотр один раз в два года. А вот автомобили старше 10 лет и такси до 5 лет должны проходить процедуру техосмотра ежегодно. Как и мотоциклы, прицепы, полуприцепы и грузовой транспорт массой до 3,5 тонны.
Каждый год техосмотр обязаны проходить автобусы, грузовики массой свыше 3,5 тонны и учебные автомобили до 5 лет. Если их возраст будет превышать 5 лет - то раз в полгода. – Юрий Яковлевич, где жители Приграничья могут пройти техосмотр по новым правилам?
– По просьбе жителей Приграничья, которые жаловались, что в Пограничном негде пройти техосмотр, был открыт пункт техосмотра для легковых автомобилей.
В Приморье аккредитацию получили несколько десятков операторов, в том числе наша организация, имеющая несколько отделений, в Уссурийске и Покровке в частности. Предприятия-члены АНО «Приморская организация технического осмотра и контроля АМТС» уже готовы к работе в новых условиях.
Не так давно на базе пункта технического осмотра в городе Уссурийске мы проводили учебу сотрудников ГИБДД Приморского края. В течение трех дней для 89 человек проходили теоретические и практические занятия по техосмотру автобусов.