Цветы преткновения За окном серый и унылый пейзаж последнего месяца осени. Впереди зима, которая, возможно, тоже не будет нас баловать снежными днями. Остается только вспоминать буйство зелени и ярких красок весны и щедрого лета.
Жительнице Пограничного Ирине Калинкиной есть что вспомнить – она увлечена выращиванием цветов. И растит она их не на своем подоконнике, а украшает разноцветными картинами часть пустыря возле двух двухэтажек на ул. Буденного.
Скучный угол двух домов, ранее «украшенный» только кучей битого кирпича и осколками стекла, несколько лет назад преобразился. Когда сюда переехала Ирина Калинкина, она решила создать под окнами клумбу. Как она вспоминает, работы было много – убрать мусор, привезти землю, сделать так, чтобы в этом темном углу цветы хорошо прижились.
Многолетники, благодаря стараниям Ирины Валентиновны, пышно разрослись и обычно скрашивали неприглядность пустыря и трубы-воздушки с первых летних дней до середины октября, вплоть до минусовых ночных температур. Уже несколько лет она тратит немало сил и средств, чтобы ранее неприглядный уголок пустыря радовал глаз соседей и прохожих. Но, как водится, нашлись недовольные, кого, похоже, оскорбляет само наличие цветов. Кому же мешают ароматные пышные соцветия, яркие краски чудесных растений? Внезапно против появления клумбы начала действия семейная пара со второго этажа.
Постоянные читатели «Вестника Приграничья», возможно, вспомнят наш материал «Клумба раздора», опубликованный в октябре прошлого года. Мы рассказывали читателям о клумбах возле домов № 10 и № 12 на ул. Буденного и конфликте между соседями. В нем разбирался глава Пограничного городского поселения В. П. Боровков, встречался с жителями домов. Как выяснилось, они были обеими руками за клумбы. Только семейная чета со второго этажа оказалась против засилья цветов и писала письма в разные инстанции.
Минул год, но страсти по клумбе так и не улеглись. Надо признать, что, наоборот, с приближением холодов только накалились. Вновь разлетелись жалобы во многие инстанции. Похоже, что цель новых обращений та же, что и в прошлые годы, – убрать раздражающие растения, а соседку-цветолюба наказать за разведение цветов. Но в отличие от прошлого года рассылкой жалоб дело не окончилось.
В редакцию обратились Антонина Павловна Арбатская и Лидия Михайловна Каменская, которые принесли коллективное письмо, подписанное жителями дома, и рассказали, что противница клумбы вырвала около 100 кустов многолетних альпийских астр-сентябринок, уничтожив труд четырех лет И. В. Калинкиной.
– Теперь весной на этом месте не будет цветов. Обидно нам и жаль ее трудов. Хочется, чтобы наши дома были красивыми, чтобы было приятно выглянуть в окно и пройтись по улице. Но что делать, если кому-то красота не по нраву, если кто-то идет против всех? Плюнуть на все и смолчать? Мы же всем двором на общем собрании проголосовали, чтобы Ирина занималась цветами. Она тратит личное время для общего блага, вкладывает свой труд и средства. Что греха таить, мы ей в этих трудах не помогаем, но все ей искренне благодарны, – рассказали нам женщины.
Чуть раньше приходила жительница дома на ул. Буденного Валентина Федоровна Грищук и тоже говорила о необходимости защитить Ирину Калинкину от несправедливых нападок.
Как рассказала сама Ирина Валентиновна, ее вызывали на заседание административной комиссии, куда поступила жалоба от соседской четы.
– Чтобы отсечь будущие нападки, мне было предложено оформить цветник в пользование. Я собрала все необходимые документы для оформления участка, кадастровый инженер установил границы, я заплатила необходимую сумму, для меня немалую. Также жители дома на общем собрании дали свое согласие, – пояснила Ирина Калинкина. – Но пока я отлучилась на несколько дней из дома, соседка воспользовалась моим отсутствием и вырвала часть многолетников, которые тогда еще цвели. Я обратилась в полицию, но участковый посчитал, что ущерб незначительный. А спустя несколько дней соседка вырвала и оставшиеся кусты многолетников…
Вроде как дело мелкое, соседские разборки. Но почему так неприятно на душе? Потому что представляешь, что так же кем-то может быть безжалостно вырван, затоптан и плод твоих усилий.
Вот у нас во дворе трехэтажки клумбами занимаются всего несколько человек. Сами сажают рассаду цветов, в засуху поливают цветочки, пропалывают, рыхлят, отгоняют от побегов роющих ямки кошек. Остальные жители только любуются. И что же, несогласным можно безнаказанно выдирать с трудом выращенные цветы, разорять клумбу, ведь она не в аренде? Мол, ущерб незначительный, забудьте?
Но ведь речь идет не столько о деньгах, впрямую потраченных на семена, саженцы, разные микроэлементы, удобрения и прочие вещи. Трудно измерить вложенный труд – уход, прополку, полив, а еще труднее измерить эстетическое удовольствие, которое получают смотрящие на красоту. Как измерить радость от созерцания благоухающего цветника? Неудивительно, что жители двух домов всем миром ополчились на тех, кто решил красоту порушить. Понятно, что люди негодуют и считают, что такое поведение не должно остаться безнаказанным.
Помнится, в советские времена тех, кто идет против общественной морали, прорабатывали на собрании трудового коллектива. Теперь же такого действенного инструмента нет. Но есть общее мнение соседей, оно однозначное. Причем ценно то, что жители дома пришли в редакцию его высказать не по приказу руководства, а по велению души. Не согласны они с поступком немолодой уже семейной четы, вот и выплескивается это несогласие в коллективных письмах, в походах в редакцию газеты. Но будет ли общественное порицание эффективнее, чем материальное?