Сергей Кузьменко: ковид бьет по бюджету Депутат по избирательному округу № 7, в который входят Пограничный, Октябрьский, Ханкайский и Хорольский округа, заместитель председателя Законодательного Собрания Приморского края Сергей Кузьменко на днях побывал в Пограничном округе. Несмотря на пандемию, в течение года он участвовал в работе представительных органов власти, встречался с руководством округа, проводил приемы граждан. Редакция не могла не воспользоваться такой возможностью, и мы побеседовали с нашим депутатом о дне сегодняшнем и о планах на будущее.
– Сергей Алексеевич, в крае идет работа по формированию бюджета на следующий год. Каким видят его депутаты Законодательного Собрания?
– Экономические трудности в связи с пандемией переживает вся страна, весь мир. К сожалению, можно констатировать, что в Приморье существенно снизился собственный доход. Все убытки краевого бюджета можно подсчитать пока только примерно. На текущую дату говорят о более чем 12 млрд рублей, и если динамика сохранится, то к январю получится еще большая сумма.
Вы сами в Пограничном округе видите, как повлияло на экономику, к примеру, закрытие границы. В Приморье в 2019 году побывал 1 млн туристов, а это значит, что в полную силу работал транспорт, наши жители были заняты в сфере общественного питания, проводились экскурсии, но в начале этого года сегмент туризма схлопнулся, потянув за собой и другие сферы, которые, как кажется на первый взгляд, с туризмом не связаны.
Поэтому мы понимаем, что где-то придется сокращать расходы. В такой ситуации важно расставить приоритеты – на что обратить внимание и какие расходы ни в коем случае нельзя ужимать. Жить будем по средствам. Более деятельно бюджет края, конкретные суммы будут обсуждаться, когда станут известны цифры федерального бюджета, поскольку мы зависим от него.
Как было сказано на октябрьском совете председателей представительных органов власти, не будут сокращаться прямые обязательства, мы не собираемся экономить на социальных обязательствах и мерах соцподдержки. Не будет также сокращаться финансирование работ по ремонту улично-дорожной сети, благоустройству общественных территорий как по нацпроектам, так и по программе «1000 дворов».
Но нужно быть реалистами и понимать, что от чего-то все-таки придется отказаться. И это будет финансирование инвестиционно емких объектов. Из-за коронавируса отмечается, что не везде идет в полном масштабе освоение выделенных средств, так что из-за нереализованных проектов у нас будет некоторая экономия, которая позволит не так остро пережить недополучение средств бюджета.
Из-за неясности цифр бюджета сдвинуты его сроки рассмотрения. Если раньше депутаты Законодательного Собрания края в первом чтении рассматривали бюджет в октябре, то сейчас первое чтение бюджета будет проведено в 20-х числах ноября. Но это не значит, что работа над бюджетом не ведется. Впервые в крае проходят открытые слушания в рамках реализации народного бюджета – в сфере образования, ЖКХ, сельского хозяйства, энергетики и др. Цель обсуждения – услышать вопросы и предложения, которые сегодня волнуют представителей общественности, зафиксировать мнение людей, понять, на что следует обратить внимание при распределении бюджета. Обсуждение идет по блокам, в нем принимают участие общественники, представители территорий, активисты. – Вы являетесь куратором партийного проекта «Комфортная городская среда». Какую оценку можете дать реализации проекта на территории Приграничья и других муниципальных образований округа № 7. Какие возможности сделать населенные пункты комфортнее даст проект в 2021 году?
– Как депутат от территории я считаю важным защищать интересы жителей округа, в непростой ситуации помогать муниципалитетам участвовать в госпрограммах. Мне приятно, что все территории избирательного округа активно участвуют в реализации программ по благоустройству.
К примеру, в рамках программы «1000 дворов» муниципалитеты избирательного округа № 7 получили более 50 миллионов рублей. За текущий год проведены ремонты в почти 20 образовательных и дошкольных учреждениях. Более 80 миллионов направлено на ремонт улично-дорожной сети населенных пунктов. Идет строительство спортивных площадок и сооружений как в районных центрах, так и в малых сёлах, ремонтируются здания учреждений культуры.
Это отличная возможность сделать дворы, общественные территории благоустроеннее, комфортнее. В Приморье на эти цели из краевого бюджета выделяется на «1000 дворов» – 1 млрд 200 млн руб., федеральных средств в рамках «Комфортной среды» – около 560 млн руб. Сначала было трудно раскачать общественность, но со временем люди увидели, что их задумки воплощаются, появились детские, спортивные площадки в поселках, селах, даже там, где их никогда не было.
Я сейчас вижу, что люди воодушевились, активно участвуют в программах, предлагают свои варианты, высказывают свое мнение. Жителям нравится, когда что-то вокруг строится, меняется к лучшему. Но, с другой стороны, как бы не было у жителей разочарований, если что-то придумали, размахнулись с планами. Сейчас нельзя строить иллюзии. Нужно понимать, что выделяемая сумма зависит не от объекта, а от количества жителей, таково условие программы.
Тут нужно отметить, что административная реформа – создание Пограничного муниципального округа – сыграла положительную роль в возможности участия в федеральных госпрограммах. Без создания округа вы не смогли бы участвовать во многих программах, в которых сейчас участвуете. В федеральной программе «Комфортная городская среда» участвуют только те муниципалитеты, численность населения которых превышает 20 тысяч человек. В ваших сельских поселениях, да и в Пограничном городском столько жителей не было, значит, вы не могли бы участвовать в этой программе.
Финансовое обеспечение муниципальных образований все еще несовершенно – бюджет мал, обязательств много. Я четко знаю, как живут муниципалитеты. Они выступают в роли просителя, это категорически неправильная ситуация. Муниципалитеты долго жили в жутком дефиците средств, изголодались по возможности что-то реально делать, кроме выплаты зарплаты бюджетникам. А краевые власти не всегда оценивают муниципальную власть с точки зрения возможностей, которыми местные власти располагают.
В этих условиях нужно сосредоточиться на том, что важно людям, что им действительно нужно. Чтобы понять это, нужно привлекать общественность, активистов, широко обсуждать планы. И у нас в крае есть как положительные примеры, так и показательно отрицательные. Так, у всех на слуху недавно была история с миллионами бюджетных средств, которые потрачены на мраморные лавочки во Владивостоке. Но этой некрасивой истории не было бы, если бы благоустройство территории проводилось публично, с привлечением общественности.
Несмотря на трудности в экономике, все равно нужно заниматься благоустройством, строить планы. Как в пословице говорится: «Помирать собрался, а жито сей». Мы, конечно, помирать не собираемся, наоборот, строим планы. Пограничный округ, знаю, тоже запланировал участие в нескольких госпрограммах. – Реализация мусорной реформы в нашем муниципальном образовании явно тормозит: не обеспечены контейнерами села и поселок, случаются сбои в вывозе мусора. Как можно повлиять на эту ситуацию?
– Мусорная реформа тормозит во всем крае. Мы в самом начале большого пути, региональный оператор начал работу, но проблемы есть. На эту ситуацию властям территорий влиять можно и нужно. Округ – зона ответственности администрации, но здесь она не столько участник, сколько заинтересованная сторона. И у администрации есть рычаги влияния на регионального оператора.
Региональный оператор подбирает субподрядчиков, которые занимаются сбором и вывозом мусора, на это влиять администрация территории не может. Но может мониторить ситуацию, сигнализировать о проблемах, добросовестности субподрядчика, его ответственном отношении к делу. Есть примеры, когда расторгаются договоры с недобросовестными субподрядчиками, потому что важно, чтобы услуга оказывалась качественно.
Стоит отметить, что в связи с коронавирусной ситуацией резко упали сборы платежей за услуги ЖКХ. В крае они снизились в целом от 20 до 40%. Поэтому региональный оператор недополучает огромную сумму, средств для расчета с субподрядчиками не хватает. И в этом одна из причин пробуксовки реформы. – Какую оценку можете дать реализации в крае программы «Дальневосточный гектар»?
– Считаю, что программа, задуманная для привлечения жителей других территорий страны на Дальний Восток, себя не оправдала. Знаю, что на некоторых территориях она свелась к упрощенному получению местными жителями земли под огороды и приусадебные участки. Столыпинского прорыва, как это было более ста лет назад, не получилось.
То, что приморцы по упрощенной схеме смогли оформить документы под уже имеющиеся 5-10 соток огорода – неплохо, но это не тот результат, который ожидался от «Дальневосточного гектара». – Сергей Алексеевич, вы принимали участие в недавнем приеме населения нашего округа по теме здравоохранения, некоторые вопросы жителей брали на контроль.
– Применительно к здравоохранению самое болевое место — кадры. Несмотря на все наши усилия, которые мы принимаем в рамках поддержки молодых специалистов, ситуация остается сложной. На приеме жители Пограничного и задавали вопросы по отсутствию узкопрофильных специалистов. Даже в штатном режиме не хватает необходимого количества терапевтов, узкопрофильных специалистов. Задавали вопросы по тем или иным квотам на медицинские услуги. Я понимаю, что здесь работы непочатый край. Обе-щать людям, что мы завтра это дело поправим, и все будет здорово, точно не получится.
И если та же Октябрьская ЦРБ еще как-то с точки зрения кадров держится за счет близости Уссурийска: нормальная дорога, многие специалисты приезжают работать в ЦРБ, а проживают в городе, то у Пограничной ЦРБ, Ханкайской, Хорольской, с точки зрения логистики, гораздо меньше таких возможностей.
Но пытаемся привлечь молодых специалистов, активно раскачиваем историю с целевым набором. Проблем очень много, но, по крайней мере, видно по стараниям и усилиям, что мы пытаемся их решить. Но если смотреть общероссийскую статистику, какое сокращение лечебных учреждений случилось, я понимаю, что, к чести края, у нас сокращения были менее масштабные. Когда мы читаем про центральную Россию, как люди за 100 км едут рожать, за 200 км лечиться, понимаем, что у нас такого нет.
К сдаче готовится амбулатория в Барано-Оренбургском. Она находилась в аварийном состоянии. Из недавнего разговора с главой Олегом Александровичем я понял, что все будет завершено по плану.
Строительство, ремонт учреждений здравоохранения – это краевая вахта с точки зрения администрирования процесса. Понятно, что мы как депутаты от территории помогали с точки зрения убеждения, что есть необходимость и целесообразность эти деньги направить на определенные цели. – Сейчас большое внимание уделяется питанию в детских образовательных учреждениях. Как вы считаете, как можно повлиять на его дальнейшее улучшение?
– Действительно, в последние недели вопрос питания в школах и детских садах был актуализирован благодаря губернатору, который обратил внимание общественности на это.
Увеличение числа детей, которые имеют возможность получать бесплатное питание – инициатива губернатора О. Кожемяко еще в 2019 году. Тогда это решение поставило перед работниками школ массу вопросов – не хватало посуды, плит, духовых шкафов, холодильников, даже стульев, чтобы обеспечить питанием дополнительное число учеников. И я был инициатором рассмотрения вопроса об оснащении столовых в школах для организации горячего питания.
В наших сельских территориях, считаю, питание в школах получше, чем в городах, благодаря тому, что завтраки и обеды готовятся в самих учреждениях. Но без современного оснащения школьным поварам качественно и вкусно приготовить обед трудно, а у муниципалитетов денег на это, мягко говоря, не хватает. Правильно обратить внимание на холодильное оборудование, наличие складских помещений, кондиционеров, вытяжек, и мы это сделали.
Ждать, что в каждую школу приедет губернатор или депутат и попробует школьный завтрак, не следует. Есть родительские комитеты, которые могут взять под свой контроль вопрос качества питания.
Краевые власти на следующий год на организацию школьного питания выделяют 1 миллиард 600 млн рублей, и важно, чтобы эти деньги пошли по назначению – на качественное и, главное, вкусное питание детей. – Как оцениваете ситуацию в муниципальных округах в свете их административного преобразования?
– Наш избирательный округ № 7 в этом году полностью завершает административную реформу. Пограничный, Хорольский, Ханкайский, Октябрьский районы стали муниципальными округами, проходят этот весь сложный путь реформирования.
В этот период я часто приезжал на округ, поскольку считаю своим долгом не отстраняться от этого процесса. Налажен контакт, взаимодействие на всех территориях. Всегда держу руку на пульсе, встречаюсь с главами, председателями дум, провожу приемы граждан. Сейчас могу сказать, что жалоб на то, что люди что-то потеряли, мне на приеме никто не высказывает. Явного негатива не вижу. Но пока о каких-то определенных результатах говорить рано, давайте подождем, когда пройдет некоторое время, новая система выстроится.
Считаю важным направлением деятельности депутата взаимодействие с исполнительной властью с целью поиска путей преодоления сложных ситуаций. В меру своих сил стараюсь помогать в решении насущных проблем. Так, когда в Пограничной ЦРБ возникла ситуация, когда срочно потребовался дизель-генератор на случай отключения электричества, пришлось вести переговоры с тремя министерствами – МЧС, ЖКХ и здравоохранения. В результате выделили по линии министерства ЖКХ, и беды удалось избежать.
Приходилось подключаться к решению вопросов по детской площадке в Сергеевке, которую в результате построили в гарнизоне, к строительству ФАПа в Барано-Оренбургском, где амбулатория была в аварийном состоянии. Людям важно, чтобы на территории продолжалась работа с людьми, чтобы деньги шли на все населенные пункты, а не только на административный центр. – Как депутат от территории какие задачи ставите на 2021 год?
– Пока сложно что-то прогнозировать, ситуация в стране, да и в мире, показывает, что строить далеко идущие планы сложно. Постоянно поступают новые и новые вызовы, с которыми нужно уметь справляться. Но в чем можете быть уверены, так в том, что буду, как и раньше, стараться помогать своим территориям в реализации их планов и конкретно - моим избирателям.
Обращения жителей бывают разного характера – от необходимости предоставить консультацию по вопросам компетенции депутата Заксобрания до существенных, требующих слаженной работы нескольких структурных подразделений администрации территории, а в некоторых случаях и участия правительства. Соответственно и сроки решения – различные.
Понятно, что проблем очень много, но важно иметь как можно больше информации. Чем подробнее знаешь ситуацию в округе, тем более комплексно можно подойти к решению стоящих перед нами задач.
Роль и задачи депутатов всех уровней – видеть проблемы и совместно с исполнительной властью решать их. Депутатский корпус должен принимать такие законодательные акты, которые будут служить интересам жителей сегодня и завтра.
Дина Бушуева.
Фото автора.
На снимке: Сергей Кузьменко выступает в зале заседаний Администрации Пограничного округа.