Новый год – новые задачи В обновленном и похорошевшем зале «Районного центра культуры и досуга «Пограничник» прошла традиционная августовская педагогическая конференция. В этом году она была посвящена приоритетным направлениям и задачам, связанным с реализацией национального проекта «Образование». В ней приняли участие учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования, руководители образовательных организаций Пограничного муниципального округа.
Вместе с ними разделили возможность подробно и всесторонне проанализировать итоги минувшего учебного года и наметить конкретные планы и задачи на предстоящий период глава округа О. Александров, председатель Думы округа Т. Сайгинова и председатель совета ветеранов Р. Глапшун. Открыл конференцию педагогических работников глава округа Олег Александров:
- В нашем округе в этом году пойдут в школы 2152 ученика, в детские сады – чуть больше тысячи маленьких жителей. На подготовку учреждений образования было выделено более 24 млн рублей, из них из местного бюджета – 13 млн рублей, краевого – около 11 млн рублей. Это позволило отремонтировать кровли, коридоры, заменить окна, закупить мебель и др. Для безопасности детей обустроен тротуар до коррекционной школы, обновляется разметка пешеходных переходов, по просьбе жителей УРа освещена ул. Станционная. Благодаря активному участию в краевых программах появляются новые детские и спортивные площадки.
Мы гордимся своими педагогами, - подчеркнул глава. - Среди почетных жителей Приграничья 13 учителей, семеро имеют звание «Заслуженный учитель».
О ключевых направлениях в предстоящей работе рассказала начальник отдела народного образования Наталья Панкова.
Региональный проект «Современная школа»
В ближайшие пять лет важнейшей задачей является обеспечение односменного режима обучения в школах. Работа в этом направлении ведется. Так в 2018 году 25% детей обучалось во вторую смену, в 2019 г. – 18,8%. С прошлого года на обучение в одну смену перешла Барано-Оренбургская школа. Продолжают функционировать две смены в ПСОШ № 1 и ПСОШ № 2.
Дошкольное образование
Его развитие осуществляется по двум направлениям: повышение качества и обеспечение доступности. Дошкольным образованием охвачено 1006 детей – потребность населения в данных услугах удовлетворена полностью. Конечная цель – социализация и подготовка детей к обу-чению в школе. Поэтому необходимо выстраивать системное взаимодействие между детскими садами и школами на основании совместного плана работы.
Общее образование
Приоритетная задача – повышение качества образования. В этом году аттестаты получили 193 выпускника 9-х классов (7 человек с отличием) и 132 выпускника 11-х классов (10 человек с отличием). Показатель качества знаний девятиклассников составляет 26% (50 учащихся закончили на четверки и пятерки), одиннадцатиклассников – 5 % (67 хорошистов и отличников).
Ведется целенаправленная работа по обеспечению доступности образования для всех обучающихся, в том числе для проживающих в сельской местности, а также для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, имеющих особые образовательные потребности. В прошлом учебном году в школах обучалось 70 детей с ОВЗ и 10 детей-инвалидов. Для них закуплены специальные учебники, организовано бесплатное двухразовое питание.
Цифровизация деятельности
В период до 2024 года будет реализован федеральный проект «Цифровая образовательная среда». Он подразумевает обеспечение доступа в интернет на высокой скорости для самых отдаленных школ, онлайн-образование, электронный документо-
оборот. На сегодняшний день только ПСОШ № 1 и Барано-Оренбургская СОШ имеют скорость интернета более 100 МБ/с.
В связи с распространением COVID-19 школы завершали учебный год дистанционно. С трудностями, в том числе связанными с отсутствием компьютеров или смартфонов и выходом в Интернет, недостаточным уровнем компьютерной грамотности, столкнулись все участники образовательного процесса. В то же время многие открыли для себя эффективность цифровых технологий. Полученный опыт можно использовать в организации образовательного процесса.
«Успех каждого ребенка»
Суть этого проекта – эффективная поддержка и развитие способностей у детей, профориентация обучающихся. Результаты участия в различных интеллектуальных и творческих конкурсах говорят о слабой подготовке участников, что выражается в недостаточной работе педагогов с детьми. Поэтому перед школами ставятся задачи: внедрить новые формы работы с одаренными учениками, закрепить за каждым отличником педагога для подготовки его к олимпиадам и др.
«Учитель будущего»
Первостепенная задача данного проекта: не менее половины учителей должны пройти переподготовку. Без их профессионального роста выполнить новые задачи, стоящие перед системой образования, будет просто невозможно. Из общего количества педагогических работников (215 человек) высшую квалификационную категорию имеют 29 человек, первую категорию – 56. 130 работников не имеют квалификационной категории.
Больше всего педагогов с первой и высшей квалификационной категориями в ПСОШ № 1 отделение 1, в детском саду № 3. Наименьший процент педагогов с квалификационной категорией в ПСОШ № 2, в школе с. Нестеровка и детском саду № 2. В прошедшем учебном году процедуру аттестации проходили 26 педагогов, аттестован 21 человек. Наибольшее количество аттестованных педагогов в д/с № 4 «Солнышко».
Лучших педагогов выявляют конкурсы
В Приграничье традиционным конкурсом профессионального мастерства является конкурс «Педагог года», проводятся и другие. Однако активность педагоги проявляют все меньше. Есть коллективы, которые не готовы к участию в конкурсах на протяжении ряда лет. На конференции был поставлен вопрос о необходимости повышения мотивации педагогов для участия в конкурсах, так как от этого зависят показатели эффективности их работы.
Также в ходе конференции своим видением решения основных задач в системе образования поделились М. Костырина, заведующая д/с № 4 «Солнышко», И. Старченко, директор Сергеевской школы, М. Шульгина, учитель английского языка ПСОШ № 1, Е. Геращенко, учитель истории Жариковской школы, и А. Николаенко, педагог-психолог ЦДО. Кроме того, педколлективы представили имиджевые видеоролики своих образовательных учреждений.
В этот день почетными грамотами главы администрации Пограничного округа и благодарственными письмами главы округа О. Александрова, вице-губернатора Приморского края А. Волошко и депутата Заксобрания края С. Кузьменко были награждены педагоги и руководители за качественную подготовку школ к новому учебному году, развитие школьного спорта и популяризацию ВФСК «ГТО».
Добросовестный труд педагогов, их высокий профессионализм, участие в конкурсах отмечены почетными грамотами отдела народного образования. Среди лучших педагогов – Т. Скороход, учитель начальных классов ПСОШ № 1, Р. Мержа, учитель русского языка и литературы Сергеевской школы, Н. Харитонова, учитель начальных классов отделения 1 ПСОШ № 1, Н. Гринько, учитель начальных классов Барано-Оренбургской школы, Р. Волкова, воспитатель д/с «Светлячок», В. Бузецкая, воспитатель д/с № 3 «Ручеек», М. Волкова, воспитатель д/с № 2, Е. Потапова, воспитатель д/с № 4 «Солнышко», Т. Балыкова, учитель русского языка и литературы ПСОШ № 1, и другие.
Полина Петрова.
Фото автора.
На снимке: Лучшие педагоги были отмечены почетными грамотами отдела народного образования.