Со 100-летним юбилеем, Варвара Ильинична! 10 августа Варваре Ильиничне Чернышенко, жительнице поселка Пограничного, ветерану войны, труда, вдове участника войны, исполнилось 100 лет. Она самая старшая долгожительница нашего района. За плечами – жизнь, полная тревог, радостей, счастья и потерь. Небольшой, в несколько лет, но важный отрезок ее жизни пришелся на испытание войной, через которое прошел наш народ в 1941-1945 годы.
Деревня Сидорово Киренского района Иркутской области, где прошли детство и юность Вари и где застала ее весть о начавшейся войне, была очень далека от фронта. Но первые же дни внесли изменения в размеренную жизнь иркутян, особенно молодежи: райкомы комсомола не справлялись с валом добровольцев, которых военкоматы не брали пока на фронт, но желание быть ему полезными толкало ребят на действия. Из девчат-добровольцев райкомы формировали санитарные дружины, открывали курсы медсестер. Варе к тому времени исполнилось 20 лет, она уже работала бухгалтером в банке, но пошла на вечерние сестринские курсы. Через месяц девчата уже сами обучали уходящих на фронт новобранцев навыкам оказания первой медпомощи себе и товарищам.
Девчата-санинструкторы одна за другой уходили на фронт, в июле 1942 года Варя тоже получила повестку, но судьбе было угодно, чтобы из десятков призывниц ее с двумя подругами отобрали на службу не по медицинской, а по финансовой части, а местом назначения в приказе значился Дальний Восток.
– Помню чувство разочарования и даже стыда перед девчатами, которым предстояло отправляться в действующие войска на Запад, – делится Варвара Ильинична воспоминаниями. – Слезы навернулись на глаза, а военком жестко так, даже зло сказал: «Отставить слезы, вы теперь бойцы Красной армии, а не барышни. А бойцы приказы не обсуждают. Армии нужны не только медсестры».
Так 26 июля 1942 года началась военная служба Варвары Ильиничны Кожевниковой, младшего лейтенанта интендантской службы 25-й армии 1-го Дальневосточного фронта 107-го укрепрайона, дислоцировавшейся в Барабаше Хасанского района. Назначили ее заместителем начальника финансовой части. Если бы не военное время, то более мирной и спокойной должности и желать нельзя. Но тогда все подчиняла себе война, не делила бойцов по половым и профессиональным признакам, во имя будущей победы была безжалостна ко всем.
Службу младший лейтенант несла наравне с бойцами-мужчинами: стояла на посту, участвовала в учебных марш-бросках, несла дежурства, жила в строгих условиях военного времени. Конечно, это не был фронт, Варвара Ильинична и сейчас, по прошествии стольких лет, считает, что никак нельзя ставить в одну шеренгу тех, кто участвовал в боевых действиях, и тех, кто приближал победу, неся службу в отдаленных от фронта соединениях. Но как человек, принявший присягу, два года носивший военную форму, она знает, что такое воинская дисциплина и жесткие слова, брошенные военкомом в ответ на девичьи слезы разочарования: «Приказы не обсуждаются, приказы исполняются».
Как военный человек, она понимала, какая важная роль по защите Владивостока и всего Приморья со стороны Маньчжурии отводится 107-му Барабашскому укрепрайону, почему так безжалостно командиры муштруют бойцов, сутками пропадают на учебных полигонах, осваивают технику, проигрывают тактику предстоящих боев.
– Когда пришло известие о конце войны с Германией и мы вдосталь нарадовались этой вести, так хотелось, чтобы свершилось чудо и отвело нас от войны с Японией, – не по-военному, а чисто по-женски, по-матерински вспоминала свое сокровенное желание Варвара Ильинична. И вполне понятно, почему она не могла не мечтать о таком чуде. К этому времени она была уже Варварой Чернышенко, растила дочку, ждала с учений любимого мужа - бравого старшину Егора Яковлевича. Он был, как говорится, служака до мозга костей, любил и уважал молодых солдат, был им как отец. Знала молодая жена, что в случае войны ее Егор первым встанет в боевой строй.
Так оно и случилось. 9 августа 1945 года военнослужащие укрепрайона вступили в боевые действия по освобождению сопредельного государства от японских самураев, вместе с частями 1-го Дальневосточного фронта с честью выполнили свой солдатский долг.
После окончания войны с Японией Егор Яковлевич десять лет служил на Хасане, потом в селе Раздольном, а в 1957 году его перевели в Гродековский (Пограничный) укрепрайон, затем в Гродековский пограничный отряд. И всегда рядом с ним была его верная красавица-жена, его дети – дочь и сын.
Варвара Ильинична устроилась на работу продавцом в военторг № 323 и проработала в этой скромной должности почти 35 лет. Но как работала! В ее трудовой книжке 54 записи-поощрения за добросовестный труд и преданность делу.
А вот какой приказ издал начальник военторга Евгений Ушаков в честь 55-летнего юбилея Варвары Ильиничны: «За исключительно добросовестное отношение к труду вынести благодарность и наградить ценным подарком». Не просто «добросовестное», а «исключительно добросовестное» – звучит высоко и весомо.
Хлопотунья и рукодельница, мастерица готовить и украшать дом, Варвара Ильинична находила время и для дел, как говорится, общественных: была членом женсовета войсковой части, пела в хоре, избиралась депутатом поселкового совета. Сейчас она живет с дочерью Людмилой Егоровной, которая заботится о любимой маме и гордится ею.
Варвара Ильинична Чернышенко не участвовала в боевых сражениях, но она честно и с достоинством служила в боевой части, была верна воинской присяге. Государство присвоило таким военнослужащим, как она, звание ветерана войны, посчитав их заслуги перед Отечеством весомыми и достойными всенародного признания.
– Если Родина так оценила наш вклад в Победу, значит, я могу считать, что мне выпала честь прикоснуться к ней, вместе со всеми приблизить ее, – считает Варвара Ильинична.
Она и вправе так считать!
Раиса ГЛАПШУН.
Фото предоставлено Р. Глапшун.
Заботливая дочь всегда рядом.