Не дайте себя обмануть В настоящее время довольно распространенным преступлением является мошенничество с использованием электронных средств платежа. Ответственность за использование чужого доверия с целью завладения средствами, привязанными к платежной карте, предусматривается ст. 159.3 УК РФ.
Существует несколько способов, дающих возможность преступникам распорядиться средствами с чужой банковской карты:
– мошенник может завладеть чужой банковской картой и ПИН-кодом к ней обманным путем;
– карта может быть похищена тайно или открыто, а ПИН-код может быть подсмотрен; снят на микрокамеру, установленную рядом с банкоматом; считан при помощи специальной накладной клавиатуры.
Узнать информацию об имени держателя, сроке окончания действия и CVC-код платежной карты, используемой для покупок и платежей в Интернете, мошенник может на порталах, не снабженных дополнительной защитой (3D-secure) в виде подтверждения транзакции посредством СМС-сообщения.
Кроме того, зачастую мошенники представляются сотрудниками банков и других известных компаний и по телефону обещают своей жертве кредиты под низкий процент, сообщают якобы о выигрыше в конкурсе или о поступлении платежа, который можно получить, произведя определенные действия через банкомат.
Для защиты от подобных мошенников следует придерживаться некоторых правил:
– никогда и никому нельзя передавать такие данные, как логин, пароль или реквизиты вашей банковской карты (секретный код безопасности, подтверждающий подлинность карты, имя ее владельца, срок действия) и, разумеется, ПИН-код. Кроме того, если банковская карта привязана к номеру сотового телефона с функцией отправки СМС-сообщений с кодом подтверждения операции с картой, нельзя сообщать данный код другим лицам;
– необходимо выбирать банкоматы, расположенные внутри офисов банков или в охраняемых точках, оборудованных системами видеонаблюдения;
– необходимо при вводе ПИН-кода закрывать клавиатуру банкомата рукой;
– при возникновении проблем нельзя пользоваться советами случайных помощников, лучше сразу позвонить в банк и заблокировать карту. Если карта осталась в банкомате и неизвестен телефон банка, можно позвонить в компанию, осуществляющую техническое обслуживание банкомата (номер должен быть указан на терминале);
– в случае потери карты или при наличии оснований полагать, что третьи лица узнали ее реквизиты, необходимо срочно обратиться в банк и заблокировать ее;
– необходимо незамедлительно информировать банк, эмитента карты или кредитора, если в банковских отчетах и отчетах по кредитным картам имеются транзакции, которых вы не совершали;
– нельзя принимать всерьёз сообщения о выигрыше или о ваших высоких шансах выиграть в лотереях, конкурсах или играх, в которых не принимали участия, особенно, если предлагают отправить деньги на оплату «налогов», «сборов» или «таможенных платежей», прежде чем выслать ваш выигрыш.
Есть ряд правил, соблюдение которых поможет сохранить денежные средства при осуществлении платежей или банковских операций с помощью сети Интернет:
– не переходить по ссылкам, указанным в поступивших сообщениях, потому что безопаснее вводить ссылку вручную на уже проверенном сайте в строке браузера;
– перед вводом логина и пароля проверять, защищено ли соединение (наличие перед адресом сайта букв «https» говорит о защищенном соединении);
– всегда проверять источник входящих писем и сообщений, ведь может быть небезопасным даже письмо, присланное лучшим другом;
– не заходить в интернет-банк с чужих компьютеров или телефонов;
– не вводить без необходимости свои персональные данные, помимо логина и пароля;
– лучше использовать сложный пароль для входа в личный кабинет, а также одноразовые пароли, запрашиваемые банками для подтверждения действий в «Личном кабинете»;
– оперативно уведомлять банк при получении подозрительных сообщений на телефон, не звонить по указанным в них номерам;
– установить пароль на телефон и не снимать блокировку с экрана при посторонних лицах;
– запретить оператору связи замену SIM-карты по доверенности;
– до совершения покупки в интернет-магазине необходимо собрать информацию о продавце: физический адрес продавца (не абонентский ящик), его телефон, отзывы в Интернете. В случае негативных отзывов, сведений об обмане и т.д., лучше не рисковать.
Если вы все же стали жертвой мошенников, необходимо обратиться с заявлением в дежурную часть ОМВД России по Пограничному району.
Николай Русаков,
и. о. прокурора Пограничного района.