Нерадивые родители – непослушные дети Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав отчитывается о своей работе зачастую языком цифр. И это оправданно. Цифры дают достаточно объективное представление о том, как складывается в районе ситуация с неблагополучными детьми или семьями. Но за каждой такой цифрой стоят непростые детские судьбы, вопросы и проблемы, которые нужно решать нам, взрослым. Об этом наш разговор с ответственным секретарем комиссии С. Г. Богородецкой.
– Светлана Геннадьевна, для чего нужна комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, сокращенно – КДН?
– Приведу два примера из своей практики, которые говорят сами за себя. Первый касается молодой женщины, бывшей воспитанницы детского дома. К ней домой комиссия наведалась по сигналу. Нам рассказали, что она ненадлежащим образом ухаживает за девятимесячным сыном. И действительно, то, что мы увидели, потрясло. Малыш лежал в кроватке в мокром белье, а над ним рой мух. Но самое страшное – на его теле мы обнаружили массу синяков, гематомы. Лежал он съежившись, как бы затаившись, и не подавая голоса. Очевидно, был научен – если заплачет, будут бить. Эта история завершилась лишением материнских прав совсем еще молодой женщины.
Другой рассказ о трех девочках-подростках. Проживают они в одном из сел, все из благополучных семей, успешно учатся. Как-то приехали в поселок за впечатлениями. И решили попробовать на вкус шампанское. Распивали спиртное в общественном месте, о чем звонком в полицию сообщил кто-то из взрослых. На заседании комиссии девчонки искренне раскаивались. Раскаиваться пришлось и женщине, которая купила им шампанское. К административной ответственности ее привлекала уже полиция, как того и требует законодательство.
Вот покуда есть горе-матери, покуда наши дети вступают в конфликт с законом, поле деятельности для нашей комиссии большое. Коротко о ее задачах можно сказать так: предупредить, защитить, помочь и пресечь. А если шире – предупредить правонарушения со стороны подростков, выявить причины, им способствующие, защитить права и интересы детей, оказать помощь несовершеннолетним и семьям, находящимся в социально опасном положении. – Как формируется комиссия? Ведь в ее состав должны войти компетентные люди.
– Это первый принцип, по которому создается КДН. Распоряжением главы муниципального образования комиссия формируется из 16 человек – представителей тех служб и ведомств, которые стоят на защите прав и интересов подростков. А это и народное образование, и полиция, и служба социальной поддержки населения, отдел по опеке и попечительству и т.д. Не обходимся мы и без представителей общественности. В комиссию входят председатель совета ветеранов Р. Я. Глапшун, руководитель общества инвалидов О. А. Ситникова, матушка Вероника. – По каким причинам дети чаще всего попадают в поле зрения комиссии?
– На первом месте – распитие спиртных напитков. В прошлом году было выявлено 18 таких случаев. Причем выпивают на равных: и мальчики, и девочки. – И достаточно серьезно?
– В большинстве случаев делают это по глупости, так они будто бы познают мир. Выпивают в компании друг с другом – пиво, шампанское. Кто-то подает инициативу, слабовольные идут на поводу. Но был и серьезный случай, когда подростки 14-15 лет решились на распитие крепких спиртных напитков. Это едва не закончилось трагедией. Одного из мальчиков спасала реанимация. – А курят ребята разве не чаще, чем выпивают?
– Курят больше, но попадаются меньше, сложнее доказать этот факт. Стараются курить вдалеке от взрослых глаз. В этом вопросе для нас первые помощники – педагоги. Вместе стараемся справиться с этой бедой. Объективности ради замечу, что и курение, и распитие спиртных напитков – не самые популярные явления среди ребят. Сегодня в тренде, говоря их языком, все-таки здоровый образ жизни. – Светлана Геннадьевна, а случаются на нашей территории среди ребят такие факты правонарушений, как бродяжничество, попрошайничество или хуже того – воровство?
– Наши дети не бродяжничают и не попрошайничают. Но зато есть такие, которые не соблюдают комендантский час, то есть находятся на улице после 23 часов без сопровождения взрослых. И родители позволяют им идти на данное нарушение, позволяют пойти поздно вечером отметить день рождения, погулять, переночевать у друзей. И не контролируют ситуацию. А ребята ищут приключений. Был случай, когда группа девчонок осталась дома без взрослых. Ночью вышли на улицу, взломали дверь в магазин, похитили вещи. В результате одна из них, что постарше, была осуждена, приговорена к обязательным работам. Две другие стояли полгода на учете в комиссии.
С воровством ситуация тоже не лучше. В прошлом году было зафиксировано среди несовершеннолетних 10 случаев воровства. – И что дети воруют?
– Воруют, как правило, в школах. Зачастую это телефоны. Нет, например, у ребенка телефона новой модели, позволяющей поиграть в современные игры, а у одноклассника есть. Вот и велик соблазн. В таких случаях важно поведение родителей. А оно не всегда правильное. Не так давно украл мальчик у сверстника телефон, принес его домой, но разблокировать не смог, разбил экран. Родители ситуацию увидели, но не придумали ничего лучшего, чем просто выбросить телефон. Какой урок извлечет из этого ребенок? Что воровать можно? – А как должны были поступить?
– В первую очередь провести с сыном беседу, объяснить, как плохо он поступил. Важно выяснить, кто хозяин телефона, встретиться с его родителями, извиниться, урегулировать ситуацию. – Из разговора с вами, Светлана Геннадьевна, уже можно сделать вывод, насколько велика роль родителей в поведении детей.
– У меня на этот счет позиция твердая – все идет из семьи. Следствие дефектов в воспитании – это подход к нему родителей. И касается это как неблагополучных семей, так и благополучных. В социально неблагополучных семьях (а в таких родители чаще всего пьющие) интереса к детям, к их судьбе нет. Дети, предоставленные сами себе, чувствуют свободу, идут на улицу, попадают под дурное влияние. В школе им неинтересно, как правило, в учебе они отстают.
В благополучных семьях проблемы с детьми там, где родители им сильно доверяют. Сыты, одеты, всем обеспечены – ну что еще надо? Такие дети тоже предоставлены сами себе, без родительского контроля, у них формируется мнение, что им все дозволено. – Какой спрос с таких родителей?
– Серьезный разговор с ними ведем на заседании комиссии. Законодательством предусмотрена и их административная ответственность. Особенно если подростку нет 16 лет. Ежегодно комиссия рассматривает около 200 материалов именно на родителей. – Какие формы работы у комиссии с неблагополучными семьями?
– В первую очередь держим их на контроле. На учете в КДН ежегодно стоит около 25 социально неблагополучных семей. За этот период случается 2-3 факта лишения родительских прав. Заявление в суд комиссия подает, когда дети в семье находятся в социально опасном положении и никакие меры воздействия уже не помогают.
Поначалу суд принимает решение об ограничении в родительских правах на полгода. Это как испытательный срок. Но за время моей работы, а это уже шесть лет, ни одна семья, к сожалению, его не прошла. Как правило, родители в таких семьях – больные алкоголизмом люди, деградирующие как личности. Когда их лишают родительских прав, судьбой детей занимается наш отдел по опеке и попечительству. И надо отдать должное ему, а в первую очередь руководителю Виктору Петровичу Байдракову, делает это с большой ответственностью. Все дети устраиваются в семьи – либо близких родственников, либо в другие благополучные семьи. – Могут семьи, которые оказались в трудной жизненной ситуации, рассчитывать на вашу помощь?
– Могут. Причем на помощь разностороннюю. Семья может получить материальную помощь от государства через службу соцподдержки, но должна подтвердить документально, что нуждается в ней. Помогаем детям получить и необходимую медицинскую помощь. Если нужна консультация в крае, помогаем с транспортом.
Хорошую психологическую помощь детям оказывает реабилитационный центр, который находится в Барано-Оренбургском. При необходимости его специалисты могут приехать в семью.
Психологическая помощь в урегулировании детско-родительских отношений порой требуется и взрослым. Им подсказывают, как добиться в семье главного – контакта с детьми, их доверия, взаимопонимания.