Наталья Безюк: Нет жизни, которая текла бы по одной линии Вообще-то, Наталья Ивановна Безюк – идеальная героиня для рассказа о женской обаятельности, душевной красоте, любящей и преданной жене, ласковой и доброй мамочке, хранительнице семейного очага и рукодельнице. А о ее профессии программиста можно было бы упомянуть лишь вскользь. Так и сделала районная газета «Вестник Приграничья» восемь лет назад, когда зарисовку о ней к 8 Марта назвала «Такая разная мама». Тогда читатели узнали, что пятилетняя дочка Натальи Ивановны ходила в вязанных ею нарядах, что она вышивала картину из 69 оттенков, создавала изделия из бумажных трубочек, корпела над домашней мини-оранжереей: из косточек плодов манго, кофе, финика, лимона вырастали дивные деревца.
Муж Евгений, сегодня тоже программист, высмотрел Наташу в жены в Уссурийском пединституте на математическом факультете, где они вместе учились. Человек он не менее творческий. В квартире три больших аквариума с рыбками, домик с диванчиком для кошки – все папиными руками сотворено, а дети – сын Алексей и дочь Лиза, которых Наташа с пяти лет в школу искусств водила, в этом участие принимали.
Сейчас Алексей – студент, шестиклассница Лиза серьезно занимается рисованием. В настоящее время она начала работу над картиной к 75-летию Победы на тему героизма детей на войне. Именно начала работу, а не начала рисовать: из семейной фонотеки она просмотрела фильмы о детях-героях, прочитала несколько книг, обсудила с мамой, как одевались дети войны, в каких условиях жили, чем увлекались.
Вот такой подход к творчеству в семье Безюк. Не умаляя роли папы, скажу, что влияние Натальи Ивановны на творческое развитие детей все же больше. Она и сейчас остается такой же разной мамой, но по одной линии ее жизнь не течет.
В газетной статье к 8 Марта вскользь было сказано, что молодая мама, программист Пограничной центральной больницы, в свободное время изучает военные архивы, списки погибших, военнопленных, наградные листы наших земляков. А сейчас ее все чаще стали приглашать в школы, на молодежные конференции, в библиотеки, просто в аудитории, где речь идет об истории войны, о вкладе наших земляков в Победу. И она с пониманием относится к просьбам поделиться результатами своих личных поисков.
«На примере своего детства, своих детей я твердо убеждена в том, что воспитание патриотизма, любви к Отечеству, закладка благодарной памяти к предкам начинается с семьи, – говорит она. – Мои детство и юность прошли в селе Лучки Хорольского района. Мне было два года, когда умер мой дедушка по маминой линии Федор Емельянович Малярович. Конечно, я его не помню, но в семье очень часто о нем говорили, сохранили его военные фотографии, снимок команды эсминца «Рьяный» Тихоокеанского флота, на котором он служил оружейным мастером. Эти разговоры, страницы семейного альбома легли мне на душу. Очень любила в школе математику, но в пятом классе стала запоем читать военную литературу – сначала детскую, потом и взрослую.
Тогда в школу часто приходили фронтовики, но один случай сыграл свою роль в сегодняшнем моем увлечении. Как-то фронтовик в орденах повел на уроке рассказ о своем подвиге на войне. Ребята ему похлопали, а я поднялась и сказала: «Вы говорите неправду. Об этом подвиге я прочитала недавно в книжке». И назвала книжку. После того случая я еще серьезнее стала относиться к теме войны, смотрела военные фильмы. «Два капитана», «Всадники», «Четыре танкиста и собака», «Зимнее утро», «Брестская крепость» – десятки других книг и фильмов формировали мое сознание».
Одной из первых в Пограничном семья Безюк встала в строй «Бессмертного полка». И было это так – не мама с папой несли портреты дедов через площадь, а Лиза с Алексеем. Алексей должен был сразу после шествия на сцене танцевать. Мама стояла с его костюмом у сцены, мальчик проходил с портретом по площади, бежал к сцене, переодевался и – в танец. Прошлое 9 Мая Лиза уже с двумя портретами шла, брат не смог приехать на праздник. Наталья Ивановна считает, что, если есть в семье дети, они в первую очередь должны нести портреты своих предков-героев. На подкорку памяти действуют не слова, а поступки.
Книги, фонотека, семейные альбомы не лежат в семье Безюк мертвым грузом. Они читаются, обсуждаются. Модными считаются сейчас семейные поездки, круизы, богатые праздничные, именинные развлечения. На 8 Марта пределом совершенства считаются шикарные букеты, дорогие подарки. А у семейного клана Безюк есть давняя нерушимая традиция – в праздники собираться в скромном родительском доме на улице Лазо. В этом доме участника войны Константина Ивановича Безюка выросли пять дочек и один сыночек.
Семейная шутка гласит: фронтовик так хотел сыночка к своим пяти дочкам, что долгожданный сын Виктор преподнес ему трех сыночков-внуков, и один из этих сыночков, Константин, подарил себе трех сыночков, а деду трех правнуков. Лиза пока одна правнучка в этом мужском клане.
А теперь – о программисте Наталье Ивановне Безюк и ее увлечении, которое, как она сама определила, сегодня ее образ жизни. Толчок ко многому в жизни дает случай. Детский врач Людмила Александровна Попова, в девичестве Могильникова, посетовала, что в семье утеряны все документы отца, участника войны, в военкомате мало что проясняют. Наталья послала запрос в Подольск. Все делалось тогда вручную. Пришел ответ, явно неполный, а человеку хотелось помочь. Началась переписка, и ветеран получил все документы, положенные льготы.
Потом начался поиск боевого пути собственного деда из Лучков. История всего экипажа «Рьяный» прошла через ее руки, вырисовались образы дедов-фронтовиков Федора Ивановича Маляровича, Константина Ивановича Безюка, Ивана Акимовича Калиновского и его братьев Филиппа, Семена, Михаила Акимовичей.
Когда открылся сайт «Подвиг народа» и общая база данных «Мемориал», созрело желание заняться поиском участников войны, которые каким-либо образом связаны с Гродековским (ныне Пограничным) районом.
Мне довелось видеть таблицу поиска, которую за десять лет создала Наталья Ивановна. Это чисто ее разработка под ее метод работы. Красные, желтые, зеленые, синие квадратики, полуквадратики, значки, которые она заполняет, тасует, переправляет в другие клетки, – все эти данные повествуют о тех, кто по разным источникам информации проходил через историю нашего района.
«Я беру все данные об участнике войны, который рождением, призывом, похоронкой, запросом родных, пленом, трибуналом, концлагерем, захоронением связан с Гродековским районом. Документы писали люди, случались ошибки, в одном документе одна, в другом другая, в результате ответы на запросы зачастую не соответствовали действительности. Мне порой до десятка документов приходилось накладывать один на другой, чтобы понять, тот же самый это боец или другой. Район читался в иных документах как Гродяковский, Родяковский. У меня список более трех тысяч человек, и пока только о 60 процентах могу сказать с уверенностью, что данные о них уже точны, – рассказывает о своем методе работы Наталья. – Мне приходилось писать в «Мемориал», по нескольким бойцам, после моих убедительных доводов, пришел ответ, что в их данные внесены изменения. Столько судеб проходит перед тобой: в 43-м боец погиб, в 45-м его награждают. И это не единицы. Думаю, что цифры о погибших, пропавших без вести, пока не верны. С документами еще будет большая работа.
Я работаю как любитель, мне это интересно как человеку. Если мой труд когда-то пригодится, буду рада. Очень интересно работать с историком Валентиной Алексеевной Шаровой, она конкретно занимается поиском земляков, призванных, погибших, вернувшихся в район. Хороший контакт с поисковиком Анатолием Долженко, он занимается историей захоронений в районе. Мы трое постоянно сверяем свои данные, дополняем друг друга.
Иногда бывает трудно, хочется все оставить, но это уже стало, как я говорю, образом жизни. Все три тысячи фамилий в моей программе – это уже родные люди. Сейчас занялась изу-
чением проходных свидетельств, которые выдавали войсковые части демобилизованным. По ним тоже можно многое установить, проследить судьбу фронтовика.
Убеждаюсь, что нет жизни, которая текла бы по одной линии, в том числе и на войне. Ошибок, описок, формализма и там было немало, но сейчас есть столько возможностей максимально их исправить, написать подлинную историю судеб людей на войне».
РАИСА ГЛАПШУН.
Фото автора.
На снимке: У Натальи Безюк большие планы по поиску участников войны,
судьба которых связана с Пограничным районом.