Легендарный комбриг Александр Герман О командире партизанской бригады Александре Викторовиче Германе я узнала недавно. Прочитав первый материал, не поверила, что такое было возможным. Но дальнейшие поиски подтвердили невероятную историю.
Кадровый офицер, полковник Красной армии Александр Герман родился в 1915 г. в Петрограде. Перед войной несколько лет жил и учился в Москве. Выпускник Орловского танкового училища, окончил два курса Военной академии им. М. В. Фрунзе. С июля 1941 г. – на Северо-Западном фронте, офицер разведотдела, отвечал за связь и координацию партизанских отрядов в Ленинградской, позже Псковской областях. В сентябре 1941 г. был направлен в немецкий тыл, основная задача – разведка, уничтожение немцев и диверсии на коммуникациях.
Для выполнения этих задач была сформирована кадровая партизанская бригада. Изначально отряд Александра Германа насчитывал около сотни человек. Но постепенно, к середине 1942 г., количество участников разрослось до двух с половиной тысяч. Зона действия распространялась на большую часть Псковской области. О боевых достижениях его бригады говорят лишь сухие сводки: разгром 17 вражеских гарнизонов, 31 взорванный мост, 44 пущенных под откос железнодорожных эшелона с техникой врага и более 9,5 тысячи уничтоженных гитлеровцев.
Впрочем, бригада отличалась не только тем, что успешно справлялась со всеми этими задачами. Внимания заслуживает уже само обустройство ее базы. В глубине леса возник целый военный поселок с казармами, складами, штабом, медпунктом и даже аэропортом. Причём, это была не просто крохотная полянка между деревьями. Партизаны прорубили пространство под взлетную полосу, выставили посты и даже оборудовали место для приема тяжелой авиации.
Разумеется, нацистов не устраивало такое положение вещей. Несколько раз они пытались проводить операции по перехвату партизанских самолетов. Однако агрессоры оставили эту затею после «маленькой мести» в виде подрыва нефтяной базы в г. Порхов и склада в п. Пушкинские горы. Тем более что в ходе всех этих операций были уничтожены почти все запасы горючего и боеприпасов, что вывело из строя целый полк оккупантов.
Однако высшим пилотажем стала выдумка Германа с железнодорожными перевозками в тыл врага. Во время одной из вылазок бригада обнаружила узкоколейку с хорошо сохранившимся подвижным составом. Маленькие паровозы и вагончики были брошены впопыхах при отступлении. Месторасположение дороги было почти идеальным: она была проложена вдоль топких торфяных болот, так что на пути следования подобраться к ней было довольно сложно. Правда, один из участков проходил через узловую станцию Подсевы, где располагался укрепленный немецкий гарнизон. Проблема решилась быстро: мимо станции партизанские поезда ездили с «фейерверками». Всякий раз, когда отряд проезжал злополучный участок, на вражеский пост обрушивались такие мощные обстрелы, что нацисты в итоге просто потеряли интерес к загадочному транспорту.
Постепенно партизанская база превращалась из военной организации чуть ли не в политическую. Герман организовал военный трибунал, который ездил по деревням и сёлам, разбираясь в особо сложных делах. В результате на подконтрольной партизанам территории удалось полностью избавиться от позорного феномена старост и прочих пособников. Более того – в тылу врага они открыли медицинский пункт, куда могли обратиться даже местные жители. Были созданы временные сельсоветы и исполкомы. Живой, общительный, твердый, когда речь заходила о выполнении приказов и дисциплине, тактически грамотный комбриг стал любимцем бойцов. И у местного населения авторитет его был необычайно высок.
Удивительным было то, что бригада несколько раз прорывалась через фронт и отходила на отдых и доукомплектование, а потом возвращалась в партизанский край. Сам А. В. Герман неоднократно бывал в городе Ленинграде и выступал перед рабочими, рассказывая о боевых операциях бригады.
Немцы устроили настоящую охоту за партизанской бригадой и ее командиром. Первое нападение карателей было просчитано партизанами. По болоту вытянулись гитлеровцы, рассчитывая, что раскрыли партизанскую тропу. Но как только они вытянулись все, прогремело два взрыва – в начале и в конце колонны. Остальное доделало болото.
В марте 1943 г. фашисты развернули против партизан третью карательную экспедицию. С фронта были сняты отборные эсэсовские части, которые блокировали бригаду в районе деревни Житница Новоржевского района. Герман разработал план прорыва, бригада вырвалась из окружения, но на поле боя остался командир – третье ранение в голову оказалось смертельным.
Группа разведчиков через день пробралась на место боя. Умело скрываясь, минуя вражеские гарнизоны и засады, разведчики проникли в деревню Житница, нашли тело комбрига А. В. Германа, вынесли его, положили на подводу и днем, с большим риском наткнуться на немцев, привезли его в деревню Фомкина Гора, где находился в тот момент штаб бригады. Здесь партизаны ждали самолет с Большой земли. Но только через несколько дней они сумели отправить тело А. В. Германа в город Валдай, где размещался штаб партизанского движения Северо-Западного фронта.
«Перед отлетом самолета партизаны попрощались со своим командиром. Митинг был коротким. Слово взял И. В. Крылов. Он сказал: «Герман любил жизнь, мечтал дойти до Берлина. Он уважал и ценил людей. За счастье народа отдал он свою молодую жизнь. Это был его последний бой. В этом году ему исполнилось 28 лет. Мы отомстим за Германа. Дойдем до Берлина и выполним его самое большое желание – раздавим фашистскую гадину!»
2 апреля 1944 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение заданий командования в борьбе против немецко-фашистских захватчиков в тылу противника и проявленные отвагу и геройство А. В. Герману присвоено звание Героя Советского Союза.