Несломленный Ленинград Мы продолжаем публикацию материалов, посвященных значимым вехам Великой Отечественной войны. Среди них оборона Ленинграда, которая длилась с 10 июля 1941 года до 9 августа 1944 года. За мужество и героизм, проявленные жителями в страшные дни блокады, Ленинграду было присвоено звание города-героя. Но оборона Ленинграда – это не только горький хлеб блокады, но и героизм его защитников.
Из директивы начальника штаба военно-морских сил Германии № 1601 от 22 сентября 1941 года «О будущем города Петербурга»: «Фюрер принял решение стереть город Петербург с лица земли… Предлагается плотно блокировать город и сровнять его с землёй с помощью артиллерии всех калибров и непрерывных бомбардировок с воздуха. Если в результате создавшейся в городе обстановки последуют заявления о сдаче города, они должны быть отклонены, так как проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения». После такой директивы вопрос о том, можно ли было нашим войскам сдавать город, отпадает сам собой.
Все время блокады советские войска предпринимали отчаянные попытки прорвать ее то в одном, то в другом месте. Попытки прорыва предпринимались в сентябре и октябре 1941 года, начиная с января 1942 года в период общего наступления Красной армии, а затем в августе-октябре 1942 года в ходе Синявинской операции.
22 ноября 1941 года началось движение автомашин по ледовой дороге. Эта транспортная магистраль получила название «Дорога жизни». В январе 1942 года движение по зимней дороге уже было постоянным. Немцы бомбили и обстреливали ее, но им не удалось остановить движение.
Самые массированные удары по городу немцы наносили в октябре-ноябре 1941 года. С 20 ноября по 25 декабря 1941 года нормы отпуска хлеба были минимальны – 125 г хлеба детям и иждивенцам. 25 декабря 1941 года нормы выдачи хлеба повысили – население Ленинграда стало получать 350 г хлеба по рабочей карточке и 200 г по служащей, детской и иждивенческой. На передовой норма выдачи составляла 500 г.
С 11 февраля 1942 года были введены новые нормы снабжения: 500 г хлеба для рабочих, 400 – для служащих, 300 – для детей и неработающих. Из хлеба почти исчезли примеси. Но главное – снабжение стало регулярным, продукты по карточкам стали выдавать своевременно и почти полностью. 16 февраля было даже впервые выдано качественное мясо – мороженая говядина и баранина. В продовольственной ситуации в городе наметился перелом.
29 марта 1942 года в Ленинград из Псковской и Новгородской областей прибыл партизанский обоз с продовольствием для жителей города. Событие имело огромное пропагандистское значение и продемонстрировало неспособность противника конт-ролировать тыл своих войск и возможность деблокирования города регулярной Красной армией, раз это удалось сделать партизанам (рассказ об одном из этих партизанских отрядов в следующей публикации).
Советские войска неоднократно пытались прорвать кольцо блокады, но добились этого лишь в январе 1943 года. Южнее Ладожского озера образовался коридор шириной 8-11 километров. По южному берегу Ладоги за 18 дней была построена железная дорога протяженностью 33 километра и возведена переправа через Неву.
В феврале 1943 года по ней в Ленинград пошли поезда с продовольствием, сырьем, боеприпасами. Этот новый путь снабжения города, по-прежнему остающегося в условиях блокады, был назван «Дорогой Победы». Вторая блокадная зима прошла в менее суровых условиях продовольственного снабжения города. Через несколько дней после начала работы дороги норма выдачи хлеба сравнялась с московской.
Вторая железнодорожная ветка, строительство которой было завершено в мае, позволила доставлять продовольствие в еще больших объемах, параллельно осуществляя эвакуацию мирных жителей. К сентябрю снабжение по железной дороге стало настолько эффективным, что отпала необходимость использовать маршрут через Ладожское озеро. Пайки значительно увеличились…
Немцы продолжали артиллерийские обстрелы Ленинграда, причинявшие значительные потери. Но город возвращался к жизни, и продовольствие, и горючее поступало регулярно. Город все еще находился на осадном положении, но уже не содрогался в предсмертной агонии.
Симфония – символ стойкости
Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, также имеющая название «Ленинградская», является не только одним из важнейших художественных произведений отечественной культуры XX века, но и музыкальным символом блокады Ленинграда, стойкости и мужества защитников города.
Генерал-лейтенант Леонид Говоров, с апреля 1942 года возглавлявший оборону Ленинграда, приказал за несколько часов до начала концерта обрушить на немецкие позиции шквал артиллерийских снарядов, чтобы обеспечить тишину хотя бы на время исполнения симфонии № 7 Шостаковича. Включенные на полную мощность громкоговорители были направлены в сторону немцев – город хотел, чтобы враг тоже слушал.
«Само исполнение Седьмой симфонии в осажденном Ленинграде, – объявил диктор, – свидетельство неистребимого патриотического духа ленинградцев, их стойкости, их веры в победу. Слушайте, товарищи!»
И город слушал. Слушали подступившие к нему немцы. Слушал весь мир…
Через много лет после войны Карл Элиасберг, который был дирижером оркестра Ленинградского Радиокомитета, встретился с туристами из ГДР. Они признались, что были солдатами, когда-то сидевшими в окопах на окраинах города, и рассказали дирижеру, что, услышав симфонию, заплакали.
– Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну, – сказали они. – Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть. «Кого мы обстреливаем? – спрашивали мы себя. – Нам никогда не удастся взять Ленинград, потому что его жители такие самоотверженные».
Валентина Шарова.
На снимке: “Дорога жизни” спасла тысячи жизней. Теперь на берегу Ладожского озера находится музей “Дорога жизни”.