Особым потребностям детей – особое внимание На минувшем заседании районной Думы один из вопросов повестки дня был о том, как у нас в районе организовано обучение детей с особыми образовательными потребностями – детей-инвалидов и детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).
Особые потребности в образовании – это понятие для многих еще непривычно. Оно говорит о том, что ребенку сложно впитывать знания по обычной стандартной программе и что для успешного обучения ему нужно создать особые условия. А это индивидуальная программа, возможно, специальные учебники и наглядный материал, регулярные занятия с такими специалистами, как логопед, дефектолог, психолог. Кому-то требуется и присутствие сопровождающего – тьютора. При особом образовательном подходе дети способны осваивать школьную программу, социально адаптироваться в общество, а затем и приносить ему пользу.
Чтобы для ребенка были созданы специальные условия обучения, он должен пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Затем заключение специалистов ПМПК, предоставленное родителями в образовательное учреждение, является основанием для обязательного создания в школе специальных условий для ребенка.
По информации, предоставленной районным отделом народного образования, в 2019 году на ПМПК было обследовано 63 ребенка, в 2018 г. – 75. Всего по состоянию на 1 сентября 2019 г. в общеобразовательных организациях Пограничного района обучалось 70 детей с ограниченными возможностями здоровья (34 человека – в начальной школе, 36 – в 5-9-х классах), из них 10 детей-инвалидов. Из этого числа 62 ребенка обучаются инклюзивно в общеобразовательном классе совместно со сверстниками, 8 детей обучаются индивидуально.
Также для обучающихся с ОВЗ в школах организовано бесплатное двухразовое питание (завтрак и обед). Стоимость питания одного дня составляет 98,4 рубля, кроме того, учащиеся начальных классов ежедневно дополнительно получают молоко.
Депутатов проинформировали о том, что в 2019 году семь выпускников 9-х классов (учащиеся с ограниченными возможностями здоровья) проходили государственную итоговую аттестацию в форме государственного выпускного экзамена, для них были созданы особые условия для прохождения аттестации – ограничение количества экзаменов до двух обязательных, увеличение продолжительности экзамена на 1,5 часа. В результате все обучающиеся успешно сдали экзамены и получили аттестаты об основном общем образовании. А весной 2020 года планируют проходить государственную итоговую аттестацию в форме ГВЭ шесть обучающихся с ОВЗ.
Два года назад в составе учебно-методического отдела МКУ «ЦОД МОУ Пограничного МР» действовала консультация, специалисты которой оказывали помощь педагогам, родителям и детям в выявлении и коррекции проблем с обучением. В течение года педагогом-психологом было проведено 235 обследований детей, учителем-логопедом – 309. К сожалению, эта консультация больше не работает, хотя потребность в ней велика.
В справке, подготовленной для депутатов, сказано, что для обучающихся с ОВЗ в школах созданы специальные образовательные условия, обеспечивающие реализацию необходимого уровня и качества образования, а также успешную социализацию, сохранение здоровья, что образовательная деятельность организуется строго в соответствии с рекомендациями ПМПК. Также депутатов заверили, что при составлении индивидуального учебного плана учитываются запросы родителей в части выбора предметов, форм обучения, количества часов в неделю, расписания проводимых занятий.
По-моему, так эти утверждения слишком категоричные, возможно, потому, что это взгляд только с одной стороны – со стороны отдела образования. Чтобы узнать, как на самом деле, можно было опросить родителей и самих учеников, потому что не все так гладко.
Впрочем, в предоставленной депутатам информации сказано и о проблемах с организацией учебы детей с особыми образовательными потребностями: «работы классного руководителя и учителей-предметников недостаточно для создания благоприятного микроклимата, сопровождения ребёнка с ОВЗ. В школе должны находиться психолог, дефектолог, социальный педагог, тьютор. Но такие вакансии в штате образовательных организаций не предусмотрены».
После обсуждения вопроса депутаты приняли решение обратиться с письмом в Законодательное Собрание Приморского края, к коллегам из других районов и городов за поддержкой, чтобы в школах можно было расширить штатное расписание и предусмотреть специалистов для коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
Вопрос об образовании детей с ОВЗ будет оставлен на контроле и рассмотрен депутатами в первом квартале 2020 года.
В тему
Родителям помогут консультанты
В рамках национального проекта «Образование» в Приморье будет реализовываться региональный проект «Поддержка семей, имеющих детей». Как сообщила О. Азевич, ведущий специалист по работе с дошкольными учреждениями отдела народного образования, для этого создана региональная служба по оказанию консультативной помощи.
Родители могут получить бесплатную помощь педагога-психолога, учителя-дефектолога, социального педагога, учителя, воспитателя, тьютора. Опытные специалисты консультируют родителей по любым интересующим вопросам развития, обучения, воспитания, коррекции имеющихся нарушений развития у детей от 0 до 18 лет в консультативных пунктах городов Арсеньев, Артём, Владивосток, Лесозаводск, Находка, Спасск-Дальний, Уссурийск. На консультацию к специалистам можно записаться, обратившись в филиальную сеть региональной службы на территории Приморского края: г. Владивосток, тел.: 8 904 621-28-33, 8 908 991-80-74; г. Артём, тел. 8 904 621-28-31; г. Находка, тел. 8 924 133-64-45; г. Уссурийск, ул. Комсомольская, 53, тел. 8 904 621-28-27.
В каждом консультативном пункте имеется дополнительное помещение с игровым оборудованием и детской мебелью, где организуется досуг с ребёнком, присмотр за ним на период консультационного приёма.
Более подробную информацию о региональной службе можно узнать на официальном сайте районного отдела народного образования.