Отчет депутата Государственной Думы Федерального Собрания по 62-му избирательному округу Сергея Сопчука о своей деятельности.
Законы, нужные всем
Осенью 2016 года вы оказали мне доверие и избрали депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Сегодня я хочу рассказать о законодательных инициативах, общих итогах работы и важнейших событиях, которые произошли в Государственной Думе за прошедшие три года.
За указанный период депутатами Государственной Думы проведено 186 пленарных заседаний, на которых рассмотрено 3655 законопроектов, принято 1574 закона.
Также мы практически разобрали законопроекты, которые достались нам «по наследству». И в настоящее время из 2020 законопроектов, перешедших из предыдущих созывов, на рассмотрении остается 38 (1,18%), рассмотрено – 1 982 законопроекта.
Для проработки многих инициатив мы привлекали экспертов, представителей бизнеса, профессионального сообщества и общественных организаций. Было проведено более 100 парламентских слушаний. Обсуждались наиболее актуальные и важные для развития страны темы: совершенствование пенсионной системы, реновация, цифровая экономика, господдержка малого и среднего предпринимательства, законодательное обеспечение перехода к новым формам финансирования жилищного строительства, рассматривали новые инициативы в сфере туризма, регламентацию написания и экспертизы школьных учебников, совершенствование законодательства в сфере киберспорта, госполитику в сфере защиты детства и многое другое.
Кроме того, для обсуждения законодательных инициатив в Государственной Думе проводились круглые столы и другие мероприятия.
Важной составляющей работы Государственной Думы является международная деятельность. Депутаты активно взаимодействовали с зарубежными коллегами, что способствовало повышению эффективности межпарламентского сотрудничества. За три года работы Государственная Дума провела несколько крупных межпарламентских мероприятий, вызвавших широкий отклик в мире: совещание спикеров стран Евразии (18-20 апреля 2016 г.), международный форум «Развитие парламентаризма» (4-5 июня 2018 г.), Международную конференцию «Парламентарии против наркотиков» (4 декабря 2017 г.), организовала проведение в России ряда заседаний межпарламентских организаций.
Также Государственная Дума продолжила системную работу с правительством РФ. Это, безусловно, отражается на поправках в федеральный бюджет. Например, в текущем году расходная часть бюджета была увеличена на 256,5 млрд рублей. Эти средства предназначены для решения социальных задач: 5 млрд рублей будет направлено на выполнение решения главы государства о компенсации ипотечных кредитов семьям, где с 1 января 2019 года родился третий или последующий ребенок. Чтобы исключить риск недостроя проблемных домов, выделили дополнительно 20 млрд рублей «ДОМ.РФ». Еще 7,5 млрд рублей предназначено для закупки лекарственных препаратов, вакцин, оборудования в центры высоких медицинских технологий и средств реабилитации инвалидов.
Немного о наиболее социально значимых законах, принятых Государственной Думой 7-го созыва.
В сфере материнства и детства
Продлена программа материнского капитала до 31 декабря 2021 года, предусмотрена возможность направить средства на дошкольное образование.
Установлена новая ежемесячная адресная выплата при рождении (усыновлении) первого и второго ребенка для семей со среднедушевым доходом, не превышающим 1,5-кратный размер прожиточного минимума в субъекте РФ.
Введены единые требования ко всем компаниям, занимающимся организацией детского отдыха.
Многодетные семьи смогут получать из бюджета 450 тыс. рублей на оплату ипотечного кредита.
В социальной сфере
С 1 мая 2018 года минимальный размер оплаты труда приравнен к прожиточному минимуму.
Закреплено понятие «предпенсионный возраст» и установлена уголовная ответственность за необоснованное увольнение лиц предпенсионного возраста. Закон позволит гражданам продолжать трудовую деятельность без боязни быть уволенным «по возрасту».
Ратифицирована Конвенция, устанавливающая стандарты социального обеспечения, в том числе размер выплат в 40% от заработка лица, выходящего на пенсию.
В сфере здравоохранения
Дано право работникам получать освобождение от работы для прохождения диспансеризации с сохранением должности и заработка (1 рабочий день 1 раз в 3 года всем работникам и 2 раза в год предпенсионерам).
Введена обязанность медицинских организаций давать возможность посещать пациентов в реанимации родственникам и законным представителям.
Предусмотрен комплекс мер по совершенствованию системы паллиативной помощи, в том числе включение в паллиативную помощь не только медицинских процедур, но и психологической помощи и ухода, закреплены права пациента на облегчение боли наркотическими и психотропными лекарственными препаратами, обеспечение возможности оказания такой помощи в амбулаторных условиях (в том числе на дому).
В сфере ЖКХ, транспорта и строительства
Закреплена бессрочная бесплатная приватизация жилья для всех граждан.
Исключено посредничество управляющих компаний при расчетах за ЖКХ, потребители коммунальных услуг могут напрямую заключать договор с ресурсоснабжающими организациями.
Произведен переход на новую систему финансирования долевого строительства жилья. Введено полное банковское сопровождение строек, которое подразумевает направление денег дольщиков на счет в банке, а не в компанию.
Продлен срок работы Фонда содействия реформированию ЖКХ до 01.01.2026. Закон позволит гражданам продолжить переселение из непригодного для проживания, аварийного жилищного фонда.
Установлен запрет на размещение хостелов в жилых помещениях жилых домов.
Новые законы о создании региональных фондов содействия долевому строительству, возможности участия таких фондов в процедуре банкротства застройщика, а также единообразном механизме порядка защиты прав дольщиков: страховые компании и банки должны передать средства и информацию о застрахованных в компенсационный Фонд защиты прав участников долевого строительства.
Продлена «дачная амнистия» до 1 марта 2021 года.
Работа на округе
В нынешнем созыве Государственной Думы представлены в равной пропорции депутаты, избранные как по партийным спискам, так и по одномандатным округам. К такому представительству было решено вернуться на выборах в 2016 году. Я избрался именно как одномандатник. К слову, и в Законодательное Собрание Приморского края я всегда избирался по одномандатным округам, представляя в законодательном органе конкретную территорию.
Главное в работе депутата-одномандатника – тесное взаимодействие с жителями избирательного округа. Поэтому с моими помощниками и единомышленниками мы продолжили работать так, как работали ранее в Законодательном Собрании, только на гораздо большей территории.
Это регулярные приемы граждан в депутатских приемных, которые есть в каждом районе, работа с обращениями, поступающими по почте, через электронные приемные на персональном сайте (sopchuk.ru) и на официальном сайте Государственной Думы, а также через социальные сети.
Работа с органами государственной власти и местного самоуправления территорий, встречи с работниками предприятий и учреждений, с представителями общественных организаций, с жителями во дворах и во время мероприятий, общение с юными гражданами во время посещения учебных заведений.
Именно такое постоянное и тесное взаимодействие с жителями помогает знать во всех деталях проблемы территорий, помогать в сложных жизненных ситуациях, получить поддержку и помощь в решении вопросов социального и экономического характера или добрый совет умудренных опытом ветеранов.
Конечно, в работе депутата Государственной Думы есть свои особенности. Так, к сожалению, для работы на округе остается всего одна неделя в месяц, поскольку три недели я должен находиться в Москве для работы в стенах Государственной Думы. Плюс перелеты туда-сюда тоже занимают время. Тем не менее, считаю, что даже при таком режиме мне удалось достаточно эффективно выстроить работу со своими избирателями.
Большую роль в этом сыграло объединение усилий с депутатами Законодательного Собрания Приморского края, чьи избирательные округа входят в состав госдумовского: С. А. Ищенко, С. А. Кузьменко, Ю. В. Марченко, Д. А. Текиевым, А. В. Щербаковым. Я очень благодарен им за совместную работу.
Такое же взаимодействие выстроено с главами городов и районов, поселений и депутатами местных представительных органов власти.
За три года работы совместно с депутатами регионального парламента мы побывали в 64 населенных пунктах избирательного округа (всего на территории округа 2 города и 172 больших и малых поселковых и сельских населенных пункта), побывали в образовательных учреждениях, больницах, ФАПах, в домах культуры и сельских клубах, повстречались с коллективами сотрудников и просто местными жителями. В этих поездках нас практически всегда сопровождают главы и местные депутаты.
Вопросы во время встреч на округах задают самые разные: «дальневосточный гектар», природные пожары и наводнения, развитие местной инфраструктуры, транспортная доступность, нехватка квалифицированных специалистов в сфере образования и здравоохранения, необходимость строительства новых школ, что особенно актуально для Надеждинского района и г. Уссурийска, которые динамично развиваются.
Есть проблемы, которые касаются только определенных категорий граждан, например, военнослужащих, уволенных с военной службы до 01.01.2006 года, в вопросах обеспечения жилыми помещениями. Или меры социальной поддержки репрессированным корейцам, подвергшимся репрессиям в 1937 году и в настоящее время проживающим на территории Приморского края. Для их возможного решения мы совместно с депутатами Законодательного Собрания Приморского края и представителями указанных льготных категорий провели круглые столы.
Традиционно много вопросов, связанных с коммуналкой: изношенные сети водо- и теплоснабжения, старый и ветхий жилой фонд, не обустроенные придомовые территории.
Шаг за шагом ситуация на избирательном округе меняется к лучшему. Третий год работает федеральная программа «Формирование комфортной городской среды» с очень привлекательными условиями софинансирования для местных бюджетов. Я очень рад, что наши муниципалитеты активно участвуют в этой программе, обустраивают места общего пользования – парки и скверы, благоустраивают придомовые территории. Все это преображает наши поселки и села, делает их комфортными и привлекательными.
В нынешнем году дополнительно к вышеуказанной реализуется еще одна программа, которую инициировал губернатор Приморского края О. Кожемяко, – «1000 дворов». Недавно с С. А. Кузьменко мы еще раз побывали на новых детских и спортивных площадках в Пограничном, Камень-Рыболове, с. Покровка и п. Липовцы, сделанных по этой программе. Прекрасные площадки, и детвора очень счастлива.
С нынешнего года началась реализация новых национальных проектов в рамках исполнения Указа президента Российской Федерации В. В. Путина от 7 мая 2018 года, направленных на повышение уровня жизни граждан, снижение не менее чем вдвое уровня бедности, улучшение жилищных условий, увеличение продолжительности жизни, развитие образования и здравоохранения, инфраструктуры городов и сел.
На мероприятия 13 национальных проектов до 2024 года предусмотрено финансирование из всех уровней бюджетов и иных источников в общем объёме почти 25,7 триллиона рублей. Для сведения, в бюджете Приморского края в 2019 году на реализацию национальных проектов предусмотрено 10,3 миллиарда рублей, из них 6,9 миллиарда – средства федерального бюджета, 3,4 миллиарда – краевого.
Немного остановлюсь на национальном проекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги», мне эта тема особенно близка, так как я работаю в комитете по транспорту и строительству и курирую ход выполнения мероприятий в рамках данного проекта в субъектах ДФО, в том числе и в Приморье.
В текущем году будет построено, реконструировано и отремонтировано около 100 объектов во Владивостоке, Артеме, Надеждинском и Шкотовском районах на почти 1,5 миллиарда рублей. Суммы серьезные, и крайне важно выстроить работу таким образом, чтобы обеспечить ее эффективность, и здесь как нельзя лучше сработает механизм тесной совместной работы депутатов всех уровней, от федерального до местного.
Еще один важный вопрос, которому я уделяю самое большое внимание, это начавшиеся преобразования муниципальных районов Приморского края. В мае текущего года были внесены изменения в федеральное законодательство об общих принципах организации местного самоуправления, которые дают право на местах принимать решения о преобразовании муниципальных районов и поселений в муниципальные округа.
Я считаю, что излишняя поспешность в таких вопросах не нужна, необходима подготовительная и разъяснительная работа с населением, так как жителей беспокоит сохранение доступности муниципальной власти. Безусловно, в целом преобразование в муниципальный округ – это положительное решение с точки зрения повышения эффективности управления в районе. Вместе с тем необходим переходный период с четким пониманием перспектив дальнейшего трудоустройства нынешних сотрудников муниципалитетов, хозяйственных и иных муниципальных учреждений.