Олег Александров: Перемены нужны. Это доказывает жизнь На днях в Пограничном городском, Сергеевском и Жариковском сельских поселениях пройдут публичные слушания, тема важна и касается ближайшего будущего и перспектив района – создания муниципального округа.
С инициативой слияния поселений в единый округ вышел глава Пограничного района О. А. Александров. Мы обратились к Олегу Александровичу, чтобы он рассказал, почему в числе его первых шагов в должности главы стала инициатива о создании муниципального округа.
– 12 лет мы жили по 131-му федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления». Закон не совершенный, об этом говорилось на всех уровнях, в том числе и в Пограничном районе не раз главы и депутаты высказывали свои замечания. Но приходилось действовать в его рамках, что приводило к массе проблем: несбалансированности бюджетов, неравномерному развитию территорий, невыстроенной вертикали власти.
В апреле Государственная дума РФ приняла поправки к закону № 131, а президент подписал их в мае. Они вводят в закон новый тип муниципалитетов – муниципальные округа. Это дает возможность исправить ситуацию, и я считаю, нам это нужно делать.
Во многих районах по всей стране идет этот процесс. В Приморье мы не одиноки в решении объединить поселения. В Чугуевском районе депутаты сельских поселений уже приняли решение об объединении, в Анучинском районе в поселениях проводятся публичные слушания, в повестке тот же вопрос. – Олег Александрович, и все же, не стоит ли повременить, так ли нам необходимы перемены?
– Я на практике вижу, что нужны изменения. Почти четыре года я работал главой Пограничного городского поселения, до этого был первым заместителем главы администрации района, знаю работу этих органов власти, поэтому решение о слиянии поселений считаю назревшим. Система власти должна быть простой и понятной, а этого можно добиться объединением поселений.
В ежедневной работе вижу, как тесно переплетаются полномочия районной и поселенческих властей, у нас велик внутренний документооборот, даже в одном здании. Это касается как исполнения крупных полномочий – в сфере культуры, благоустройства, дорожной деятельности, так и исполнения других полномочий.
К примеру, полномочия в рамках гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций в спокойное время исполняются поселением и районом, и вопросов не возникает, но во время тайфуна, когда нужно принимать быстрые решения, появляются сложности организационного характера. Так, у поселения лучше мобильность в решениях, у района есть средства, но нет быстроты. Все эти вопросы гораздо проще и эффективнее решать в единой структуре.
У нас более десятка соглашений о передаче полномочий между районом и городским поселениями. Жители, которые приходят с проблемами, зачастую сталкиваются с тем, что нужно ходить по кабинетам и выяснять, в чьей компетенции проблема – района или поселения. Особенно много вопросов возникает в сфере градостроительства и землепользования. В этой сфере государственные полномочия должны решаться на одном уровне, иначе не видно общей картины, нет единого подхода.
В районе должна быть единая власть, та, которая за все отвечает. – Олег Александрович, что ждет жителей при создании муниципального округа?
– Основная цель преобразований – улучшение жизни людей, социального климата. У каждого поселения есть сильные и слабые стороны: где-то хорошая техническая база, у других сильнее кадровый состав. Люди живут в одном районе, хоть и в разных населенных пунктах, и не должны страдать от того, что в их поселении недостаточный бюджет, не хватает специалистов, чтобы исполнять полномочия.
Жителям все равно, какая власть – районная или поселенческая обеспечивает водо-, теплоснабжение, организует праздники, автобусные маршруты, главное, чтобы это было эффективно. Объединение поселений позволит сконцентрировать средства в одном бюджете и результативнее решать проблемы. Сбалансированнее будут развиваться территории. Они станут работать по общим правилам благоустройства, будет выработан единый подход к налоговой политике, реализации жилищного, земельного законодательства, решению вопросов в социальной сфере.
В среднесрочной перспективе также избавимся от финансовых и организационных расходов, связанных с выборами депутатов муниципальных комитетов и глав поселений. Решиться на объединение позволили также изменения, принятые краевой администрацией, в условиях предоставления субсидий, условий вступления в госпрограммы. – Как будет выглядеть новая система власти?
– В Приграничье останется только одна администрация – окружная, и один представительный орган. В сельских поселениях не будет администрации и представительного органа – муниципального комитета.
Новая вертикаль власти будет проще, и поэтому ее действия будут оперативными и действенными. – Если в поселениях не станет администраций, куда люди пойдут с проблемами?
– Во многом новая система будет повторять советскую систему управления территорией. В администрации муниципального округа будут новые органы управления - территориальные отделы. Их можно сравнить, как помнят люди старшего поколения, с сельсоветами. Но как бы они ни назывались, суть в том, что вместо администраций поселений будут работать территориальные отделы окружной администрации.
Связь между жителями и властью, уверен в этом, ни в коем случае не станет хуже. Наоборот, со специалистов территориальных отделов будет снято бремя документооборота, которое есть между поселениями и районом, они будут освобождены от обязанностей проведения закупок, разработки и принятия местных законодательных актов. – Как в период объединения в муниципальный округ будут работать нынешние администрации поселений, выполнять полномочия депутаты?
– Чтобы изменения прошли без потрясений, нужен переходный период. Сейчас мы находимся на старте. Депутаты муниципальных комитетов рассмотрели инициативу и назначили публичные слушания по обсуждению вопроса, чтобы узнать мнение жителей.
Далее процедура такая: после публичных слушаний представительные органы территорий утверждают итоги, передают их в районную Думу. Районные депутаты рассматривают вопрос и в случае поддержки выступают с законодательной инициативой в Законодательное собрание Приморского края. Краевые депутаты ее рассматривают и принимают решение, губернатор края подписывает закон Приморского края.
Переходный период по примерным подсчетам может длиться до года. За этот период будет избран новый представительный орган, принят главный закон – устав округа, избран глава, сформирована администрация. Как видите, процедура небыстрая, спешки нет.
Пользуясь возможностью, хочу пригласить жителей района на публичные слушания. В Пограничном они пройдут 8 июля в 14 часов, в Сергеевке – 8 июля в 17, а в Жариково – 9 июля в 14 часов.
Дина Бушуева.
На снимке: глава Пограничного района О. А. Александров.