Хозяйка молочной фермы Каждый день подъем у Сусанны Геворгян ранний – в пять утра, включая выходные и праздники. Даже будильник заводить не надо, привыкла за многие годы. И не просто потому, что она глава крестьянско-фермерского хозяйства, занимается сельскохозяйственным бизнесом, в котором испокон веков люди привыкли трудиться от зари до зари. А еще и потому, что она на своей ферме в одном лице и хозяйка, и доярка, телятница, скотница, ветеринар.
С раннего утра на ногах и ее единственный помощник – сын Вагаршак. До фермы, чтобы вовремя начать утреннюю дойку, нужно проехать порядка 6 километров. Там их ждут мычащие кормилицы и разновозрастной молодняк. Всем нужно уделить внимание: подоить коров, приготовить молоко для отправки, накормить скот, проверить телят, убрать, помыть, почистить...
Тем не менее с многочисленными обязанностями хозяйки молочной фермы она справляется быстро. Как договорились мы встретиться в 11 часов у нее дома, так к этому времени она уже ждала меня в своей небольшой квартире в военном гарнизоне с. Барано-Оренбургского – прибранная, ухоженная, приветливо улыбчивая. На лице ни капельки усталости, да и во всем облике ни намека на тяжелую работу, какую женщине только что пришлось переделать.
В малом бизнесе она не новичок. Со времени переезда семьи из Армении в поселок Пограничный (а это были, как их сейчас называют, лихие 90-е) перепробовали, по ее словам, разные виды предпринимательской деятельности. Начинали с розничной торговли, зарегистрировали ООО, но торговое дело вскоре пришлось свернуть. Пробовала разводить кур для производства домашнего яйца, но затраты на корма были в несколько раз больше стоимости яиц. Тогда всерьез задумалась заняться производством молочной продукции. В небольших масштабах на уровне личного подсобного хозяйства начали готовить на продажу домашнюю сметану, творог, молоко. Приобрели несколько коров, сняли дом на окраине поселка и на несколько лет окунулись в повседневные заботы, связанные с содержанием скота.
– Я выросла в городе, коров прежде только в кино видела или издалека, если случалось приехать в деревню. Подходить к животным боялась. Никакому провидцу тогда не поверила бы, что мне в жизни придется заниматься животноводством, доить коров, ухаживать за скотом. Но на новом месте надо было обустраиваться, работать, дети учились. Сейчас со мной живет мама Надик Мацаковна, ей 85 лет. Со временем привыкла к крестьянским обязанностям, и буренок своих полюбила, в стаде каждую отличаю, клички им даю. И очень довольна, что зарегистрировала фермерское хозяйство, – делится моя собеседница.
В настоящее время в крестьянско-фермерском хозяйстве Сусанны Геворгян насчитывается свыше 60 голов крупного рогатого скота вместе с молодняком. Доится в этот период 20 коров, остальные в запуске. С ранней весны животные на свободном выпасе, в аренде у хозяйства 27 гектаров сельхозугодий за чертой населенного пункта. Обширные пастбища с ровным удобным рельефом – раздолье для животных. Однако поблизости располагаются поля, когда посевы подрастают, вольный выгул скота приходится строго контролировать.
Ферма хозяйства выглядит вполне обустроенной. Основательно огорожен большой баз, в котором может разместиться вдвое больше скота. Выстроено небольшое, но добротное и крепкое помещение коровника с отсеками для телят. Есть подсобные помещения и летние стойла для животных. Везде свежо, сухо, опрятно. Только ни в коровнике, ни в подсобках не заметно никакой механизации. Хозяйка спокойно подтвердила, что все делается вручную, и с нескрываемым чувством гордости уточнила, что коров она доит аппаратом швейцарского производства. Устройство простое и удобное в применении, подключается сразу к двум коровам.
Основалось её крестьянско-фермерское хозяйство три года назад, в 2016 году. Еще до его официального оформления предприниматель Сусанна Геворгян ежегодно заключала соглашения с краевым департаментом сельского хозяйства и продовольствия на поставку молока в обговоренных объемах. За это фермеру поквартально начислялись субсидии из расчета 10 тысяч рублей на корову. Субсидии здорово выручали, ведь небольшое стадо коров приходилось содержать за счет покупных кормов.
– Наверное, я бы по сей день продолжала так вести хозяйство, если бы ни надумала расширить дело, чтобы увеличить объемы производства молока. К слову сказать, место, где сейчас располагается ферма, я присмотрела и выбрала сама, – рассказала предприниматель – Мне оно очень понравилось: в меру кустарников, много ровных участков для пастбищ, под большими деревьями можно надежно укрыться от палящего солнца.
Когда обратилась в органы местной власти по вопросу аренды выбранного участка, мне пояснили, что необходимо зарегистрировать крестьянско-фермерское хозяйство. Хочу выразить благодарность главе Пограничного городского поселения О. А. Александрову за то, что в администрации поселения к моему вопросу по аренде отнеслись предельно внимательно, подсказали, как правильно подготовить документы, и очень быстро оформили аренду.
Такое же внимательное отношение я встретила в отделе сельского хозяйства районной администрации, где мне помогали оформить пакет документов на получение гранта по программе поддержки начинающего фермера. Признаться, у меня было поверхностное представление об условиях получения гранта. Здесь мне все разъяснили, грамотно проконсультировали по основным вопросам, я увидела неподдельную заинтересованность руководителя отдела В. И. Цыбакова в оказании мне государственной поддержки для ведения молочного животноводства. Мой бизнес-план получил одобрение, и я стала получателем гранта. Причем в мае зарегистрировала новый вид деятельности (крестьянско-фермерское хозяйство), и в этом же месяце в полном объеме была перечислена сумма гранта в размере 1,5 млн рублей.
Эти средства фермеры пустили на реконструкцию помещения коровника, закупили скот, кое-какой инвентарь и приобрели доильный аппарат. По условиям получения гранта краевой департамент организует периодические проверки целевого расходования средств господдержки. Средства гранта должны расходоваться исключительно на развитие хозяйства. Представители департамента побывали на семейной ферме Геворгян и не высказали никаких замечаний по поводу нерационального использования полученных средств.
Производство молока - само по себе дело трудоемкое и затратное. А в примитивных условиях маленькой семейной фермы, где все работы выполняются вручную, оно требует значительных физических усилий и бесконечного поиска решения проблем. Зимой главная забота – обеспечить скот кормами, сохранить молодняк, не снизить надои. Летом корма не проблема, главнее – сохранить в свежем виде молоко, довезти его качественным до пункта приема. Хозяйка рассказала, как справляется с этой непростой задачей в жаркую пору:
– Летом каждый день утренний и вечерний надои везем за 36 километров приемщику в Сергеевку. Там собирается молоко от остальных фермеров и отвозится на Уссурийский молокозавод. Чтобы сохранить вечерний надой, намораживаю 5-литровые бутыли с водой в домашней морозильной камере и обкладываю этими ледяными емкостями фляги с молоком. Так в летнее время выходим из положения. А что делать? Не зря говорится: голь на выдумку хитра. Бывает, прокисает молоко, но в основном удается сохранить его охлажденным. Сейчас от дойных буренок получаем в день более 200 литров молока.
Напоследок я поинтересовалась: о чем мечтает хозяйка молочной фермы? Что бы она приобрела для облегчения труда, если бы позволили финансы?
– Сейчас очень много оборудования выпускается специально для мини-ферм. Техника компактная, ловкая в управлении. Ну, если помечтать, то в первую очередь я бы провела электричество на ферму, купила бы сенокосилку, небольшой грузовичок, обязательно охладитель молока, стоит такая установка 450 тысяч рублей. Можно было бы замахнуться на покупку трактора. Эта техника необходима фермеру, но при ее стоимости в 2,5 млн рублей пока о ней даже не мечтаю. Но в будущее смотрю с оптимизмом.