Людмила КЛЮЧЕВСКАЯ: «Пчелы меня перевоспитали» Среди пчеловодов-любителей женщины хоть и не абсолютная редкость, но все же не часто встретишь представительниц прекрасного пола, увлеченных этим нелегким, но интересным делом. Лично мне в районе известны три таких пчеловода. Одна из них - Людмила Павловна Ключевская, селянка из Нестеровки.
Поводом заглянуть к ней на подворье послужило именно это нетипичное для женщины увлечение. Но при знакомстве оказалось, что оно - только одна грань ее разносторонней натуры. Природа, не скупясь, наделила ее разнообразными способностями, которые она постепенно открывала в себе, обогащая свою жизнь работой и делами по душе.
Сельский дом Ключевских мало чем отличается от городского жилья. В квартире проведено отопление, водоснабжение, обустроена просторная ванная, нарядно отделанная кафелем. Весь этот коммунальный комфорт супруги создавали своими руками. Благо, что оба они по профессии строители. Дом им достался хоть и новый, достроенный, но преобразовывать его пришлось по своему вкусу. Пристроили большую веранду, возвели надворные постройки, провели воду. А для хозяйки - мастера отделочных работ - открылся широкий простор по применению своих профессиональных строительных навыков. С любовью занималась наведением красоты и уюта в новом доме. Умение выполнять отделочные работы – еще одна грань ее даровитой работящей натуры.
Справедливо будет сказать, что Людмила Павловна никакой работы не боится. Пока семья жила на Алтае, семь лет доила на местной ферме коров. Потом переехали в Нестеровку, откуда родом был муж Виктор Александрович. В их семье было уже четверо детей, пятый, самый младший сын Сергей, родился уже в Нестеровке. Первая работа, которая подвернулась ей на новом месте жительства, была опять же ферма – год трудилась здесь дояркой.
А потом ей улыбнулась удача устроиться на работу,о которой всегда мечтала.
- Мне очень нравилось шить, - делится моя собеседница. - Прирожденной портнихой-самоучкой была моя бабушка, она всю деревню обшивала. Не могу сказать, что с детства я просиживала рядом с ней за машинкой и училась премудростям портного ремесла. Но склонность к этому делу явно в себе чувствовала. Поэтому быстро научилась шить. Причем настолько умело, что меня приняли швеей в пошивочную мастерскую сельского Дома быта. Позже заведующая мастерской Валентина Федюкина научила меня кроить. И дальше я уже самостоятельно работала мастером пошива до тех самых пор, пока не закрыли в селе службу быта.
Трудно сказать, жизненные обстоятельства или ее трудолюбивая природа, постоянно ищущая новизны, подвигли женщину заняться хлопотным пчеловодством. В тот период Людмила как раз осталась без работы.
А тут кум Виктор Веремчук собрался переезжать жить в Украину. Предложил Ключевским забрать его пять ульев с пчелосемьями и заняться медосбором. Вот так обыденно, без особых раздумий появилась в их дворе домашняя пасека.
Впрочем, сама хозяйка в этом шаге тоже усматривает не случайный ход событий, а определенную закономерность, корни которой исходят из ее детства.
- Дедушка мой всю жизнь держал пчел, - вспоминает она. - Я все детство, можно сказать, провела рядом с ним на пасеках. До сих пор помню незабываемый вкус свежего меда с горячим хлебом. Но на этом мои пчеловодческие познания и заканчивались, никаких уроков пчеловодства тогда не стремилась у него получить. Оказывается, напрасно, вот бы они в жизни и пригодились…
Пока был жив муж, он сам занимался пасекой. Но вот уже семь лет Людмила ведет это беспокойное хозяйство собственноручно. Привыкала к нему поначалу трудно.
- Пчел очень боялась. Насекомые, наверное, это чувствовали и нещадно меня кусали. К концу дня от укусов была вся опухшая. От досады, неумелости своей ревела, но уже не допускала мысли извести пасеку со двора, - откровенничает хозяйка.
- А потом я их в прямом смысле слова полюбила, разговариваю с ними, кажется, что они меня слышат и понимают. Как же не влюбиться в таких полезных, трудолюбивых насекомых, одаривающих людей чудодейственным нектаром! Честно сказать, они даже вдохновляют меня, заряжают своим неустанным трудолюбием. Глядя, как они старательно трудятся над медовым взятком, хочется и самой походить на трудолюбивую пчелку.
Из-за отсутствия транспорта женщина, конечно, держит пчел на подворье. Все равно меда для большой семьи хватает, и соседям на продажу поставляет. Даже излишки за сезон накапливаются. Но, как и всем любителям пчеловодства, покупателей на целебную продукцию ей найти трудно.
Собирают нектар насекомые здесь же на усадьбе, в саду, берут его с первых расцветших медоносов: вербы, клена, одуванчиков, да и другой цветущей растительности в окрестностях Нестеровки хватает.
Мед ее сельчане нахваливают. Это бывалый пчеловод может исхитриться со взятком, пустить на продажу не до конца выдержанный нектар. А она умеет делать все только по правилам, как научилась по книгам, как подсказывали знакомые пчеловоды.
Помимо медового сбора, открыла пчеловод для себя еще одно ценное достоинство в увлечении пчеловодством. Оказалось, что пчелы благотворно повлияли на ее характер. Не зря ведь говорят, что пчелиное население не терпит людей суматошных, излишне говорливых, шумливых. В этом деле больше подойдут такие качества, как размеренность, хладнокровие, сдержанность. И если пчеловод не обладает этими свойствами, то долгое соседство с пчелами все равно заставит их выработать у себя. Так случилось и у Людмилы. Она не скрывает, что за время работы с пчелами как-то незаметно отступили от нее суетливость, резкость. Прежде проворная, неугомонная непоседа стала замечать, что больше в ней появилось степенности, уравновешенности. И дети, по ее словам, отметили, что мама стала спокойнее.
Теперь к пчелам она привязана накрепко. Поделилась, что ни при каких обстоятельствах не распрощается с милым ее сердцу семейством. Да и как расставаться с пасекой, если под ее чутким руководством подрастает помощник и наследник домашнего пчеловодства. Одиннадцатилетний внук Виталик Нестеренко второе лето с превеликой охотой занимается рядом с бабушкой пчелами, ухаживает за пчелиным хозяйством. И ему это занятие очень интересно.
Односельчане, между прочим, готовы образно, по-доброму сравнивать саму хозяйку с пчелиной маткой, вокруг которой роится ее потомство. У Людмилы все ее дети рядом. А теперь она еще и богатая бабушка – у нее пять внуков, которые ежедневно гостят в доме совсем еще молодой бабули. Первого внука ей подарили в 35 лет, а сейчас ей 48 лет, и род ее еще будет продолжаться.