Как казаки нашу границу охраняли К концу XIX века хунхузы стали частью тяжелой реальности, в которой приходилось жить всем насельникам русского Дальнего Востока и сопредельной Маньчжурии, независимо от национальности, подданства и уровня достатка. Тяжелой реальностью они стали и на нашей приграничной земле.
Слово «хунхуз» представляет собой искаженное китайское «хун хуцзы» и в буквальном переводе на русский означает красная борода или краснобородый. Происхождение столь причудливого названия объясняют по-разному. Одни историки считают, что некогда китайские разбойники, отправляясь «на дело», прицепляли к подбородку фальшивые бороды из пакли или волоса, выкрашенных в красный цвет. Маскируя внешность разбойника, такая борода одновременно помогала напугать жертву. Прообразом этого бандитского аксессуара были фальшивые бороды, использовавшиеся в представлениях традиционного китайского театра. Есть весьма важное уточнение: хунхузами именовали не просто разбойников, а тех, кто принадлежал к организованным преступным сообществам, или, попросту говоря, бандам.
Не будет преувеличением утверждать, что на территории Российской империи любимым местом хунхузов всегда был Уссурийский край. Объяснение этому простое – возможность заниматься наркоторговлей. Борьба с наркоторговлей на уровне местной администрации началась лишь в 1907 году, а первая попытка законодательно ограничить ее относится только к 1913 году. К этому времени площадь маковых полей в Уссурийском крае достигла 3500 десятин. В начале XX века маковые поля делали весь район, прилегающий к станции Пограничная на КВЖД, похожим на лоскутное одеяло.
Казакам предписывалось «атаковать хунхузов и стремиться к полному их уничтожению, преследуя их до границы». Наблюдение за правильной организацией охраны в поселках было возложено на станичных атаманов, а в станицах – на начальников участков. Общее руководство осуществлялось наказным атаманом Уссурийского казачьего войска (УКВ).
Для своевременного оповещения жителей в каждом поселке и станице устраивался наблюдательный пункт. Часовой располагался на вышке или колокольне и в случае тревоги подавал сигнал выстрелом или колокольным звоном, а также зажигал сигнальный огонь. По тревоге все казаки, способные носить оружие, обязаны были явиться на сборный пункт и далее под командованием атамана действовать по обстановке. Одновременно для организации подкрепления через посыльных извещались жители соседних поселков и расквартированные поблизости воинские части.
Несмотря на малочисленность, население казачьих поселков давало достойный отпор нарушителям границы, что иллюстрирует следующий пример. «29 сентября 1916 года около 5 часов утра на поселок Богуславский Гродековской станицы было произведено нападение хунхузов в числе около 200 человек, часть которых, ворвавшись в поселок, приступила к разграблению имущества казаков. Взрослое население поселка, за весьма малым исключением, находилось на полевых работах, а оставшиеся казаки Павел Толочкин, Аким Кожевников, Павел Шевцов и Харлампий Меновщиков, имея при себе винтовки, засели в укрытых местах, откуда открыли пальбу, в результате коей было убито и ранено 5 человек хунхузов, ввиду чего грабители принуждены были отступить.
Перестрелка была услышана урядником Максимом Шишкиным, бывшим в то время на заимке вблизи поселка. Предугадывая столкновение с хунхузнической шайкой, названный урядник немедленно отправился в станицу Гродеково, где и сообщил о слышанном станичному атаману, которым и были отданы все необходимые распоряжения по этому поводу, а также сообщено было по телеграфу в Войсковое правление.
В 7 часу утра были уже соорганизованы первые разъезды, отправленные по направлению на поселок Богуславский. Позже прибыли команды казаков 1-й особой сотни УКВ, 2-й особой сотни АКВ (Амурского казачьего войска) и части пехоты. Заметив движение войск, хунхузы поспешно отступили за границу».
Деятельность особых сотен охватывала различные стороны хозяйственной жизни войска. Так как войску пришлось снаряжать вдвое больше казаков, чем это предполагалось перед войной, возникла проблема обеспечения их обмундированием и снаряжением. Поэтому, учитывая удаленность от центра и невозможность выписывать оттуда необходимое казачье снаряжение, с 13 апреля 1915 года при войсковом складе в станице Гродековской были открыты шорно-седельная и портняжная мастерские, работавшие под руководством коллежского регистратора Б. Г. Модина. Мастерские обслуживались прикомандированными казаками особых сотен, знающими ремесла. Изготовление седла с полным набором обходилось в сумму около 50 руб., притом что заготовительная цена для УКВ была установлена в 65 руб.
Казаки сотен участвовали в хозяйственных работах непосредственно в станицах и поселках, помогая нуждающимся семьям фронтовиков в посевной компании и уборке урожая.
Казаки не просто гонялись за разбойниками, совершившими то или иное преступление. Они старались завязать добрые отношения с китайскими соседями и загодя получать от них информацию о намерениях хунхузов.
Водился и еще один грех за казаками: крайне неохотно преследовали они контрабандистов, возивших из Китая сулю – так, на корейский манер, называли в Южно-Уссурийском крае китайскую водку. Уж больно жаловали станичники это пахучее и крепкое хмельное зелье. При этом казаков можно было если и не оправдать, то понять: бутылка сули из контрабандного маньчжурского спирта стоила гораздо дешевле водки русского производства. Веселие Руси есть пити…
Не обходилось без хунхузов Приморье и после революции 1917 года, но на борьбу с ними вступили уже пограничники. Весьма горячим выдался 1923 год. Только на Гродековском участке границы за год было ликвидировано 6 хунхузских шаек, насчитывающих в своих рядах без малого 500 бандитов. Счет мелких вооруженных групп и одиночек, задержанных пограничниками, перевалил за 1500 человек. Гродековский участок был горячей точкой приморской границы: именно в зоне ответственности застав этого участка оказались традиционные пути перемещения хунхузских шаек на российскую территорию. Только за три года, с 1925-го по 1928-й, гродековцам удалось ликвидировать 22 банды общей численностью около 1000 человек.