Барбосам закон не писан Вчера на центральной площади поселка навстречу попалась мохнатая гавкающая вереница. Не успела я испугаться, как собачья свадьба прокатилась мимо, паровозиком к мусорным контейнерам. И удивляться нечему – чуть ярче стало светить солнце, в воздухе запахло весной, ее первыми почувствовали разномастные псы и уличные голосистые коты.
Практически во всех селах района есть бродячие животные, а весной к ним порой присоединяются и хозяйские псы. Не будем нагнетать обстановку, но встречи с клыкастыми животными не всегда заканчиваются для человека мирно. Собравшиеся в стаю, они представляют реальную угрозу, а в периоды размножения особенно.
Как у нас поставлена работа по регулированию численности бродячих животных? С 2014 года эта забота вошла в зону ответственности районных властей, а средства на это выделяются краевым центром целенаправленно. Местные власти несут ответственность за безопасность жителей, в том числе эпидемиологическую. Но, как говорится, гладко на бумаге, а на деле власти на местах расписываются в бессилии разрешить проблему.
Не один раз, по информации краевых средств массовой информации, в течение этого времени на советах глав районов руководители территорий заявляли о желании вернуть полномочия по борьбе с бродячими псами краевым властям. В свою очередь краевики пеняют муниципалам, что те не хотят работать, не выбирают обе-щанные средства.
– В нашем районе, как и во многих других по краю, имеется проблема бродячих собак, – прокомментировала ситуацию председатель административной комиссии Пограничного района Людмила Николаевна Афонина. – Если людям доставляют неудобства хозяйские псы, бегающие без намордника по улицам, пугающие людей, то жители района могут обратиться в полицию, наказан будет хозяин собаки. У нас предусмотрена ответственность хозяина за действия животного. Если же трудно установить принадлежность животного, то это действительно проблема. Краевые власти выделяют району средства на регулирование численности безнадзорных животных, но у нас эта работа не ведется.
Вот и множатся барбосы возле стихийных свалок, растет их племя в Сергеевке, Пограничном. В других селах, где больше частных подворий, совсем уж бездомных жучек и шариков немного, в основном наводят страх отпущенные прогуляться, сорвавшиеся с привязи хозяйские псы. Эти, нагулявшись, вернутся к своей будке, но и они напугать, а то и кинуться на человека тоже могут.
Такие стаи из хозяйских псов на совести нерадивых владельцев. Ведь совсем не трудно ответственно относиться к животному, чтобы оно не причиняло хлопот окружающим.
Василий Иванович Цыбаков, к которому мы также обратились за разъяснением, образно говоря, разводит руками:
– У нас в районе нет специальной службы, которая бы занималась бездомными и бродячими животными. Мы неоднократно делали запросы в различные структуры в край, чтобы выяснить адреса специализированных фирм на других территориях, но нам либо не отвечают, либо отвечают, что таких нет. Ежегодно на район выделяются средства в размере 270 тыс. рублей, это на 45 голов. Вернее сказать, что эти средства край подтверждает при условии освоения. Но мы их не осваиваем, контракты не заключаются, поскольку не поступает заявок от организаций. Ситуация тупиковая. Выход мы видим в передаче этих полномочий в край.
Бизнес вовсе не интересуют предложенные бюджетом условия, несмотря на то, что выделяются средства. Причина – это достаточно жесткие требования: пункт должен иметь все разрешительные документы и соблюдать прописанное нормативами качество содержания, питания, ветеринарного сопровождения пойманных животных. У него должны иметься вольеры определённых размеров и качественных параметров для разных возрастных категорий животных, с животными должен работать целый штат сотрудников, спецмашина для транспортировки. После отлова животным специалисты должны сделать прививки, избавить их от паразитов, пролечить, стерилизовать, а затем пристраивать новым хозяевам, а если таких не находится, содержать месяцами. Здоровых и не опасных животных на эти средства нужно будет содержать в течение шести месяцев.
Тут сложно говорить о какой-то прибыли, а без нее предприниматели не возьмутся за заведомо разорительный бизнес. Нет мотивации.
Судя по данным краевой прокуратуры, по всем территориям Приморского края контракты на регулирование численности животных заключаются всего в трех процентах от числа объявленных. Но и потом у зоозащитников возникает масса вопросов к исполнителям, как это было недавно в Артеме. Там проходили даже многолюдные пикеты в защиту животных, которых на бюджетные деньги, по словам защитников, в частном собачьем пункте передержки попросту морили голодом.
В такой ситуации страдают и люди, и сами бездомные животные. Они голодают, попадают под колеса машин, а случается, что сами становятся жертвами озлобленных людей – догхантеров. Несколько раз за прошлый год полиции Приморья приходилось применять оружие, чтобы справиться с агрессивными животными.
Краевые власти тоже понимают тупиковость ситуации, поэтому при комитете Законодательного собрания Приморского края по продовольственной политике и природопользованию была создана специальная рабочая группа по изучению проблемы. Результатом ее работы стало увеличение в 2018 году затрат на отлов, учёт, содержание и лечение одного безнадзорного животного.
Если ранее на одного пойманного на улицах бродячего пса полагалось около 4000 рублей в год, то сейчас сумма увеличена до 7779 рублей. По расчетам, на все Приморье полагается поймать около 4000 бродячих собак, именно такая сумма заложена в бюджет. Смягчены некоторые требования к ветеринарному сопровождению. Сейчас готовятся новые изменения, которые предусматривают создание межрайонных пунктов содержания бездомных животных.
Принятые корректировки законодательства будут способствовать, уверены законодатели, созданию в Приморье цивилизованной системы обращения с безнадзорными животными и решению задачи гуманного регулирования их численности.
Ну а пока всем нам, похоже, стоит выучить правила, как вести себя при встрече с агрессивно настроенными четвероногими.