В новый год – с новым бюджетом Депутаты Думы района нового, шестого, созыва провели очередное заседание, на котором рассмотрели одиннадцать вопросов, в том числе приняли основной финансовый документ – бюджет на 2019 год. Обсуждали этот вопрос дважды: на совместном заседании двух комиссий – по экономике и социальным вопросам, и непосредственно на заседании Думы.
Вопрос сложный, требовал определенной компетенции и вдумчивости. Сложнее было новичкам, а в Думе их ровно десять. Большинство из них на первый раз отмолчались, кто-то прислушивался к депутатам со стажем, а кто-то уже на Думу пришел подготовленным. Например, Дмитрий Вершинин, депутат по второму избирательному округу, рассказал, что по всем интересующим его вопросам загодя обратился к Е. В. Кислицыной, начальнику финансового управления. Поэтому на Думе у него была уже твердая позиция.
На заседании Думы бюджет приняли сразу в двух чтениях по ходатайству администрации района и в том варианте, который она предложила. О параметрах бюджета депутатам подробно рассказала Е. В. Кислицына. Основные из них таковы: доходы запланированы в сумме 413 млн 863,71 тыс. рублей (уточненный бюджет 2018 года – 435 млн 220,43 тыс. рублей). При этом собственные доходы запланированы в объеме 222 млн 274 тыс. рублей, что превышает сумму собственных доходов, полученных в 2018 году, на 14 млн 163 тыс. рублей. Безвозмездные поступления из краевого бюджета на 2019 год запланированы в сумме 191 млн 589,71 тыс. рублей.
Дефицит бюджета в отличие от прошлых лет не предусмотрен. По этому поводу среди депутатов были разногласия. Но большинство сошлись во мнении, что загружать бюджет дефицитом нецелесообразно. Андрей Набоков:
– Считаю, что дефицит можно формировать тогда, когда есть возможность восполнить его за счет внутренних резервов, например, за счет продажи или сдачи в аренду муниципального имущества, земли. Сегодня на это рассчитывать не приходится: продавать уже практически нечего, а сдать в аренду имущество – большая проблема, оно не востребовано.
К тому же выстроен бюджет не по потребностям, а уже с учетом дефицита средств. Расходы на муниципальные программы запланированы на 34,6%. Выделено 25 млн 685 тыс. рублей при потребности 91 млн 508 тыс. рублей. Мы все-таки поддержали в этом администрацию района, учли, что документально нам была предоставлена понятная картина, прописаны планируемые мероприятия по каждой программе, указано необходимое в конечном итоге финансирование на их исполнение. Учли мы и то, что в программах уже предусмотрено финансирование, необходимое для вхождения в краевые программы. Это очень важно. Рассчитываем, что в феврале при распределении остатков бюджета этого года дополним частично финансирование программ, исходя из первоочередной необходимости, и будем корректировать бюджет в течение года. Ирина Тужик:
– Я отнеслась к предложенному проекту бюджета с пониманием ситуации: средств недостаточно, чтобы сразу закрыть все потребности. По такому принципу мы принимали бюджет и все предыдущие годы. Например, первоначально доходы на 2018 год планировались в объеме 385 млн рублей, а в итоге получили более 435 млн. В течение года ни один раз мы пересматривали бюджет, наполняли программы финансами.
Но, считаю, надо стремиться к тому, чтобы бюджет был изначально наполнен финансово.
За принятие бюджета сразу в двух чтениях я проголосовала без сомнений. Я сама работаю в сфере закупок для муниципальных нужд. Не на словах знаю, насколько затратна по времени процедура закупок, продиктованная ФЗ № 44. Поэтому чем раньше принят бюджет, тем раньше можно объявлять конкурсы на мероприятия, необходимые для жизни района.
Район или городской округ?
На этот вопрос искали ответ депутаты, рассматривая обращение в Думу М. В. Губаря. В нем он предложил объединить район и поселения и создать Гродековский городской округ. Главная цель такого преобразования, на его взгляд, – увеличение консолидированного бюджета. К тому же, считает автор обращения, такое преобразование улучшит управляемость районом за счет отмены дублирования полномочий, уменьшит количество муниципальных чиновников, а в итоге – ускорит экономическое развитие района и улучшит жизнь населения.
Идея укрупнения и объединения не нова. Несколько лет назад преобразование подобного рода прошло и в нашем районе, когда Барабаш-Левадинское сельское поселение присоединили к Жариковскому. Время от времени информация об изменениях административно-территориального устройства поступает из других регионов страны. Тем не менее на заседании Думы района депутаты приняли решение отклонить предложение об объединении в данном формате как нецелесообразное. К такому выводу они пришли, заслушав ряд аргументов.
Председатель Думы В. А. Евдокимов познакомил депутатов с разъяснениями по этому вопросу, данными департаментом внутренней политики края. Из них следует, что изменение административно-территориального устройства муниципального образования требует проведения целого ряда мероприятий, которым дается ход после поступления официальной инициативы о преобразовании. В первую очередь необходимо будет выявить мнение населения в ходе собрания граждан или опроса. Затем свое слово, отражающее мнение населения, должны сказать представительные органы, в данном случае поселений и района. И уже после этого готовится целый пакет документов, который направляется губернатору края. Окончательный вердикт о наличии или отсутствии оснований для изменения административно-территориального устройства выносит специальная комиссия, созданная постановлением губернатора края.
– В данном случае в адрес депутатов поступило только обращение, не инициатива, – поясняет председатель Думы В. А. Евдокимов. – Было решено поставить вопрос в повестку дня заседания Думы, чтобы понимать позицию депутатов. Такое же обращение М. В. Губарь направил депутатам муниципальных комитетов поселений. Два из них – комитеты Сергеевского сельского и Пограничного городского – уже рассмотрели его и тоже отклонили.
Точку зрения администрации района на заседании Думы озвучила Елена Валентиновна Кислицына. По ее информации, создание округа не увеличит, а наоборот уменьшит консолидированный бюджет минимум на 51 млн рублей: сократится дотация поселениям и субвенции на выплату заработной платы педагогам, так как сельские педагоги потеряют 25%-ю надбавку за работу в сельской местности. К тому же потребуется значительное финансирование на внесение изменений в градостроительную документацию.
Отличная от автора обращения позиция у администрации района и по поводу дублирования полномочий.
– Сегодня у каждого уровня власти: сельских, городского поселений и района, в соответствии с законом о местном управлении свои полномочия, – подчеркнула Елена Валентиновна. – И каждое муниципальное образование не дублирует другое, а исполняет то, за что несет ответственность. Создание городского округа не даст и сокращения штатов, потому что не сократится объем полномочий.
Глава района Н. А. Тодоров также пояснил, что вхождение в городской округ поселений сократит их возможности участия в краевых программах.
И Н. А. Тодоров, и Е. В. Кислицына обратились к депутатам с предложением проанализировать и рассмотреть в дальнейшем другой вариант – придать поселку Пограничному статус села, это позволит педагогам школ поселка дополнительно получать 25% за работу на селе, дополнительные субсидии получат и школы.
К такому предложению депутаты отнеслись с интересом. Но подчеркнули, что такое серьезное решение должно в первую очередь получить одобрение у населения поселка.