Елена Ткачева: «Дети чувствуют, когда их любят» Всегда стремительно энергичная, жизнерадостная и веселая, на этот раз Елена Сергеевна Ткачева заглянула к нам в редакцию непривычно притихшая.
– Дело совсем не в том, что конец рабочего дня, – пояснила она. – Так всегда, когда важное и трудное дело уже позади. А мы, наша школьная команда, только вчера приехали из Владивостока, где участвовали в краевом конкурсе «Битва хоров». Приехали с победой! Среди девяти команд заняли первое место. Радость была огромная, восторг! А сейчас вот усталость пришла, пустота какая-то. Хотя знаю, надо снова силы копить, заряжать ребят настроем на новые дела. Впереди нас ждут уже другие мероприятия: смотр школьной самодеятельности, финал краевого конкурса «Волонтер года», новогодние мероприятия. Жизнь у нас напряженная.
Елену Сергеевну Ткачеву, заместителя директора по воспитательной работе Пограничной средней школы № 1, в нашем районе знают все. Знают и ценят. Ценят как энтузиаста и организатора, за громкие победы ребят в многочисленных школьных мероприятиях, в том числе команды КВН «Джус». Именно поэтому ей выпала честь представлять наш район на торжественном собрании, посвященном 80-летию Приморского края, которое прошло на Приморской сцене Мариинского театра. Когда ей вручали памятный юбилейный знак, депутаты Думы района, присутствующие в зале, хлопали громче всех, выражая свое уважение и поддержку. – А что для вас эта награда? Знак признания и почета? Удовлетворенность трудным путем учителя? – с этих вопросов и начала я свое интервью с Еленой Сергеевной. Мне давно хотелось составить этот разговор. Понять самой и рассказать другим о ее притягательной для ребят силе, рассказать о главном – о таланте учителя растить из ученика Человека.
– Награду я восприняла с радостью и волнением. Не буду скрывать: знала, что мне предстоит выйти на сцену. Сомневалась, почему я, ведь рядом столько достойных людей. А успокоила себя просто. Сделала вывод, что в этом поощрении не только моя заслуга, а в целом педагогического коллектива школы. Сегодня действительно в нашей школе организационная, общественная работа с учениками на хорошем уровне. Но это наш общий труд. – Елена Сергеевна, расскажите о системе ценностей, которая лежит в основе вашей работы с детьми. Чему их учите в первую очередь?
– Учу всему тому, чему меня учили. Есть книга, которая стала моей настольной. Это «Письма о добром и прекрасном» известного писателя, педагога Дмитрия Сергеевича Лихачева. Отношусь к ней как к сборнику мудрости. В книге 46 писем, и каждое - как урок. Стараюсь эти уроки преподавать детям. Вот, например, письмо «Молодость – вся жизнь». Читаю его ребятам, и рассуждаем о том, что уже в юности надо думать о том, каким быть. Вместе находим ответы – добрым, терпимым, открытым для других. Убеждаю ребят, что дружба юности – самая крепкая. Ее надо беречь. Ведь в памяти останутся все поступки: и хорошие, и плохие. Хорошие будут радовать, плохие не дадут спать по ночам.
Или другое письмо «О цели в жизни». Считаю важным донести до ребят, что любая цель должна быть достойной, что нельзя быть узким эгоистом, нужно заботиться друг о друге. Ведь забота объединяет людей. Рассуждаем о своей дороге в жизни. Это в школе черное-белое сразу видно, в жизни сложнее. Но если ты сумел воспитать в себе определенные качества: доброе отношение к людям, умение прощать, анализировать свои поступки, легче в жизни будет. – А каким должен быть учитель, чтобы ему доверяли ребята?
– Открытым, искренним, честным. И обязательно – добрым. Дети чувствуют, когда ты их любишь, когда ты им рад. Когда в школу приходит новая учительница, они в первую очередь спрашивают: «А она добрая?»
Был в моей практике такой поучительный случай. Довелось мне в 25 лет работать в вечерней школе, где учились заключенные исправительно-трудовой колонии. У каждого в зачете преступление, порой не одно. Спрашиваю: «Почему так жизнь сложилась?», а они отвечают: «Потому что не было в жизни добрых учителей». На всю жизнь это запомнила и выводы сделала. – Елена Сергеевна, вся страна до сих пор обсуждает трагедию в Керчи, когда молодой парень безжалостно расстрелял своих сверстников, педагогов. На ваш взгляд, почему такое стало возможным?
– Есть такое понятие «дефицит любви». Вот такой диагноз я ставлю этой истории. Очевидно, этот парень не получал ее в семье. Жил вдвоем с матерью. Она посещала секту. И конечно, не из уважения к этому парень накануне трагедии сжег всю ее религиозную литературу.
Могли бы дать любовь, веру в добро учителя, но, вероятно, и это прошло мимо его жизни. Не думаю, что были у него уроки, которые давали бы ему понимание главных жизненных ценностей, понимание того, что жизнь надо любить. – Мы тоже не можем говорить сегодня о полном благополучии среди нашей молодежи. Недавно слушала отчет комиссии по делам несовершеннолетних и поражалась: сколько проблемных ребят, кто-то курит, а кто-то и пьет. Как с этим быть, в чем искать причины? Быть может, дело в том, что не все у нас есть для активного, интересного досуга молодежи? Недостает спортивных площадок, нет того же бассейна, кинотеатра.
– Расхожая точка зрения, но я всегда с ней спорю. Считаю, все зависит от желания. Вот недавно было мероприятие «Территория разных». С гордостью смотрела выступления наших ребят. Выходили на сцену такие спортивные, увлеченные. Ну кто мешает другим быть такими. Мы всегда говорим: «Участвуйте в наших мероприятиях. Приходите к нам!» Но приходят не все. Кому-то нравится самовыражаться в творчестве, спорте, а кому-то – в распитии пива, кому-то – цветом волос, пирсингом. Спрашиваете, как с этим быть? Руки не опускать. Это точно. Нужно влиять на сложных ребят. Влиять всем вместе. – Много лет в вашей школе работает совет старшеклассников. Играет свою положительную роль?
– Еще как. Совет дает возможность ребятам откровенно поговорить на проблемные темы, высказывать свое мнение, отстаивать позицию. Сегодня приобретут опыт, как вести собрание, написать протокол, провести процедуру голосования, завтра все это пригодится.
А как срабатывает совет, когда нужно решать вопросы дисциплины! Стоить пригласить ученика на совет по поводу его двоек, как двойки моментально исправляются. Но все-таки главная роль совета – организационная. – Кто чаще подает идеи? Вы или ребята?
– Радуюсь, если это ребята. И стараюсь поддержать, вдохновить. Вот так вышло с конкурсом «Битва хоров». Убедила нас подать заявку на участие в этом краевом конкурсе Лиля Мкртчян. Сегодня она студентка ДВФУ, а в прошлом наша ученица, член команды «Джус». Наш потенциал хорошо знает. Вот вместе с ней заряжали ребят этой идеей. Лиля помогала и готовить команду вместе с другим наставником, Максимом, тоже студентом ДВФУ. А сколько ребят, в прошлом выпускников нашей школы, а сегодня студентов, пришли на конкурс, чтобы поддержать нас! – Как дела у «Джуса»?
– В ноябре нашу команду поощрили поездкой во Владивосток. С удовольствием посмотрели игру КВН на кубок губернатора края в честь 30-летия КВН в Приморском крае. Получили хороший заряд на будущее. И это кстати. Нам предстоит работа над своей программой, пополнять команду игроками. – Ребята поделились, что вас на этом краевом мероприятии поощрили благодарственным письмом за развитие школьного КВН в Приморском крае. Присоединяюсь к поздравлениям. И задам вам еще один вопрос: как вам удается идти в ногу со временем?
– Стараюсь оставаться в душе молодой, сохранять оптимизм, и главное – не только учить ребят, но и учиться самой, идти вперед.
Справка "ВП"
Елена Сергеевна Ткачева родилась 21 апреля 1958 года в селе Хороль Хорольского района. Уже с седьмого класса она – секретарь комсомольской организации школы.
А в Уссурийском педагогическом институте, где обучалась в 1976-80 годах, – секретарь комсомольской организации филологического факультета. Дважды была комиссаром студенческого отряда. Как результат, первая государственная награда – медаль «За трудовое отличие».
Замуж Елена Сергеевна вышла за офицера-пограничника. И этим в дальнейшем определялась ее биография. На станции Перевозной Хасанского района довелось работать в школе вечерней молодежи, в поселке Нерпа – директором сельской школы. Побывали с мужем и на Курилах. Здесь Елена Сергеевна впервые познала должность заместителя директора школы по воспитательной работе. В ноябре 1993 года, 25 лет назад, она переступила порог Пограничной средней школы №1, которая стала для нее вторым домом.
Сегодня Елена Сергеевна Ткачева – почетный учитель общего образования.
Ирина Басюк.
Фото предоставлено Е. Ткачевой.
На снимке: Благодарственное письмо - за развитие школьного КВН в крае.