Надежда Артамонова: Педагогом нужно родиться В этом году Надежда Викторовна Артамонова была награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ за значительные успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов. Это одна из самых внушительных учительских наград, подтверждение ее профессионального мастерства, педагогического таланта.
Оглядываясь сейчас на начало своего учительского пути, Надежда Викторовна с уверенностью говорит, что эта профессия была ей предначертана.
– Вся советская детвора играла в больницу и школу, – с улыбкой вспоминает наша героиня. – Я все чаще играла в школу и представляла себя учителем. А к выпускному классу определилась и с направлением. Как это часто бывает, большую роль в этом сыграли мои собственные учителя. Мне посчастливилось учиться у замечательных педагогов – Светланы Сергеевны Ефремовой и Светланы Карповны Ганза. Они привили мне любовь к истории и педагогике, которая не угасла до сих пор.
Надежда выросла в Приграничье и сюда же по окончании вуза вернулась работать. Жизнь привела ее в первое отделение ПСОШ №1, и о другом месте с тех пор Надежда Викторовна и не думала. В родной школе она делала свои первые профессиональные шаги, набиралась опыта, вырабатывала свой педагогический стиль. Сейчас она курирует внедрение в школу методики смыслового чтения. Ее ученики – постоянные участники и призеры районных предметных олимпиад и конкурсов, спортсмены и активисты. А одним из самых любимых направлений работы с детьми Надежда Викторовна считает проектно-исследовательскую деятельность.
– Ребята каждый год участвуют в конкурсах исследовательских работ, – рассказывает наша героиня. – Но это не единственный раз в году, когда они имеют дело с наукой. Исследовательские навыки мы с учениками развиваем постоянно: занимаемся как мини-проектами, так и более крупными работами. При этом я не ставлю целью, чтобы ребенок выбирал тему, связанную с историей, ориентируюсь на то, что интересно ребенку, спрашиваю его об этом. Моя цель – познакомить с самой сутью исследовательской работы, ведь многим еще предстоит встретиться с этим в вузах. Так, в прошлом году одна ученица изучала влияние косметики на кожу. Тема была ей интересна, поэтому ей без труда удалось преодолеть трудности, окунуться в такие незнакомые и сложные для детей аспекты исследовательской работы, как обоснование актуальности темы, написание заключения и т.д.
История и обществознание – не единственная область, в которой Надежда Викторовна работает с детьми. Четыре года назад, когда школа нуждалась в учителе физкультуры, она прошла переподготовку и с тех пор ведет у ребят еще и этот предмет.
– Это оказалось для меня интересным опытом, – делится Надежда Артамонова. – На физкультуре ученики более открыты, к тому же приятно видеть, что каждый ребенок в чем-то талантлив. Я смогла каждого из них узнать получше. Если ученику не дается наука, и история довольно трудна, то вполне может быть, что ребенок хороший спортсмен.
В этом году семь учеников Надежды Викторовны выполнили нормативы ГТО. Любовь к спорту и здоровому образу жизни наша героиня прививает детям не только на словах, но и на собственном примере: в декабре она и сама получит серебряный знак ГТО. Потому, наверное, и смогла без труда перестроиться с истории на физкультуру, ведь спорт уже давно стал неотъемлемой частью ее жизни. Надежда Артамонова – активная участница спартакиад среди педагогов, а ее любимым спортом долгие годы остается волейбол.
Любят спорт и ее дети: старший сын Ваня увлек маму настольным теннисом, а младшей дочери Богдане вот-вот придет серебряный знак ГТО. К слову, дочь Надежды Артамоновой нередко мечтательно говорит, что хотела бы стать учителем, когда вырастет.
– Учительские дети с малых лет растут в школе, – говорит Надежда Викторовна. – Богдана с удовольствием дежурит с моими пятиклассниками, посещает классные часы, которые я провожу, интересуется школьными мероприятиями. Дома она видит, как я работаю с документацией, планами и программами. Ей это все знакомо и интересно. Она еще маленькая, ей всего восемь лет, и о выборе профессии думать рано. Если дальше Богдана с этой мечтой не расстанется и поймет, что это ее, я ее только поддержу.
Есть мнение, что профессия педагога неблагодарна, трудна, но я так не считаю. Я думаю, что на педагога нельзя отучиться, им можно только родиться. Тогда любовь к детским судьбам, детским душам, детским глазам окажется важнее и выше всех трудностей и проблем.