Шла Катюша на войну… Екатерине Павловне Хирьяновой, которая живет в Сергеевке, 97 лет, она участница Великой Отечественной войны.
Улыбчивая хрупкая старушка с белоснежными кудрями очень рада новым собеседникам. По ее милому внешнему виду трудно угадать стальной характер, но то, как она встречает все выпадающие невзгоды, говорит о многом. Пару лет назад Екатерина Павловна получила перелом шейки бедра, в таком возрасте прогноз обычно неутешительный, однако она смогла встать на ноги и гостей встречает с улыбкой. Аккуратно отпивает глоток за глотком ароматный кофе из чашечки и рассказывает о своей жизни…
Катя родилась на Кубани в 1921 году. Время было сложное, голод затронул и их благодатный край, выкашивал целые станицы, унес с собой и отца. Мать, чтобы спасти семью от голодной смерти, в 1933 году завербовалась в Абхазию на работы на табачных полях в колхоз и увезла туда детей.
– Голод нас загнал в Абхазию, жили мы с мамой и младшей сестрой там, где русских раньше не видели, ребятишки бегали на нас посмотреть, – коротко комментирует Екатерина Павловна.
Жили они втроем, постепенно оправляясь от пережитого. Новое место с благодатным климатом дало возможность выжить, выучиться. Тогда казалось, что жизнь наладилась, строили планы, мечтали.
Миниатюрная и ладная, толковая и рукодельная, Катя с головой окунулась в волшебный мир искусства, театральных постановок. Она работала костюмером в Абхазском драмтеатре, помогала актерам облачаться в одеяния, подгоняла по фигуре костюмы занятым в спектаклях артистам. Но так продолжалось недолго, началась Великая Отечественная война.
В 1942 году 19-летнюю Катю призвали в армию. Шелк и бархат вышитых костюмов пришлось сменить на сукно шинели, а атласные туфельки на грубые кирзовые сапоги.
Начала службу в Батуми, в 33-й отдельном прожекторном батальоне войск воздушного наблюдения, оповещения, связи (ВНОС), в который было призвано немало девушек. Этот род войск противовоздушной обороны вел разведку, и задачей воздушных разведчиц было вовремя обнаружить самолеты противника, определить их количество, тип и оповестить зенитные и летные части, чтобы они могли отразить налет вражеской авиации.
Для выполнения задачи были у девушек бинокли и специальные звукоулавливатели.
– Нас учили стрелять из винтовки, определять курс, высоту, направление полета вражеских самолетов, отличать их по силуэту и по звуку мотора от своих, – рассказала Екатерина Павловна. – Мы стояли на вышках по 3-4 человека и наблюдали. Если летел вражеский самолет, передавали информацию по рации. От того, насколько правильно мы определим данные, зависело многое. Конечно, мне, молодой девушке, было страшно, я чувствовала огромную ответственность, но понимала, что надо выполнять порученное дело, это мой вклад в защиту Родины.
В Сухуми пробыли недолго, место дислокации поменялось, девушек отправили в Минеральные Воды, где они принимали участие в освобождении от врага советского Кавказа. После продвижения наших войск батальон воздушного наблюдения и разведки перебросили в Ростов.
В городе выпало немного свободного времени, и девчата побежали искать парикмахерскую, уж очень хотелось привести себя в порядок, навести красоту. Сколько лет прошло, а вот помнит бабушка Катя эти минуты, когда вдруг мирная жизнь заглянула к ним, отодвинув на время войну. Но не все девчонки успели накрутить кудри, прозвучала команда: «По вагонам!»
– За Ростовом эшелон опять попал под бомбежку, мы повыскакивали из вагонов и стали укрываться кто как может, но нам повезло, у самолета быстро закончились боеприпасы. От взрывов вышел из строя наш паровоз. Дальше мы пошли пешком, – делится своими воспоминаниями ветеран.
Шли они десятки километров вдоль линии фронта, где-то была возможность воспользоваться железной дорогой, но вновь бомбежки, искореженные рельсы, вагоны, и девчата опять строились в шеренгу и отравлялись в путь, стирая в кровь ноги.
– В Брянск мы шли по заминированной дороге. Мне приходилось нести тяжелую винтовку (со штыком она выше меня), а еще противогаз и вещмешок, было очень тяжело,— рассказывает бабушка Катя.
Девушки, надевшие шинели, кирзовые сапоги, несли службу достойно. Наблюдательные посты часто оказывались в зоне бомбежки. И хотя самой стрелять во врага не пришлось, испытать выпало немало.
Далее военный путь лежал в Латвию. В составе второго Украинского фронта, а затем Прибалтийского фронта батальон Екатерины Хирьяновой воевал в Прибалтике с 1944 года. Жили в землянке, несли дозор и с нетерпением ждали окончания войны.
А закончилась война для Кати в 1945 году. Она вернулась в Сухуми, работала на кожевенной фабрике – шила обувь, трудилась там до пенсии. Вышла замуж, но счастливой семейной жизни не получилось. Поэтому семья младшей сестры стала для нее самой родной.
Сейчас Екатерина Павловна живет в Сергеевке, в семье племянника Вадима, он бывший военный. Его сыновья тоже люди служивые, оба они офицеры-подводники, один живет на Камчатке, другой в Мурманске.
С радостью ждет Екатерина Павловна главного майского праздника – Дня Победы, в его приближение, в освобождение нашей страны от врага и она внесла свою лепту. Спасибо ей за это!