Программа капремонта жилья сорвана, толком не начавшись... Такую достаточно нелицеприятную оценку деятельности фондов капитального ремонта многоквартирных домов дает официальная власть. Она озвучена на коллегии Генеральной прокуратуры, которая проходила в присутствии президента страны В. В. Путина. Генпрокурор Ю. Чайка назвал фонды капремонта многоквартирного жилья рассадником злоупотреблений, подчеркнув, что «программа капремонта в стране практически сорвана: в 2017 году каждый 5-й дом, включенный в график, остался не отремонтированным...».
Отношение населения к деятельности фонда капремонта многоквартирных домов сразу было отрицательным. И дело не только в платежках – взносах на капремонт, хотя сами по себе дополнительные расходы на коммунальные услуги люди однозначно воспринимают с недовольством. Но как только в официальных источниках появился перечень домов Приграничья с указанием сроков капремонта, стало понятно, что дождаться его суждено далеко не каждому собственнику.
Достаточно одного примера: домам постройки 40-50-х годов компьютерная программа определила сроки ремонта через 20-30 лет. А дом на ул. Пионерской, 13 1986 года постройки внесен в программу ремонта значительно раньше. Что за подход? Какой используется принцип? Чисто технический: мол, так компьютер выбрал, объясняют людям. Или же умная машина сроки устанавливала по паспортам домов, по техническим параметрам, внесенным в компьютер человеком? Нет ясности.
Подобных примеров можно приводить множество. Но здесь нужно вспомнить другое. Возможно, жилой фонд не пребывал бы в столь запущенном состоянии, каким он вошел в коммунальную кампанию по капремонту многоквартирного жилья: с протекающими кровлями и обшарпанными фасадами домов, с изношенными водопроводами и электросетями, если бы грамотно, в соответствии с законодательством была реализована предыдущая грандиозная программа по приватизации жилых помещений. Закон о приватизации гласил, что каждый многоквартирный жилой дом должен быть отремонтирован, и только потом жилые помещения должны предоставляться для приватизации.
Думаю, что данный закон до сих пор в силе, потому что благодаря ему жители дома № 66 а на ул. Советской проживают сейчас в отремонтированном доме. Добиться ремонта, положенного по закону о приватизации, удалось благодаря настойчивости и компетентности бывшего жильца дома А. Абрамова (мы все знаем, что он через суд доказал правомерность своих требований, в результате дом был отремонтирован за счет средств районного бюджета во исполнение решения суда).
К сожалению, это единственный пример в районе, когда для ремонта дома применилось законодательство о приватизации жилья. Жаль, что это не коснулось самых старых, изношенных жилых строений, которые пребывают в ветхом состоянии. Такие дома на ул. Пограничной построены в 1952-53 годах. По техническим характеристикам они каменные. Но крыши ведь у них не каменные, давно прохудились и текут. Однако ремонт кровель в этих домах назначен на 2038-2040 годы.
И еще пример, на мой взгляд, вопиющей несправедливости по отношению к жильцам старых строений. Деревянный барачного типа дом, расположенный по адресу: Банный переулок, 5, никогда не увидит ремонта, потому что потребуются очень серьезные вложения, если действительно ремонтировать капитально. Однако дом не значится ни ветхим, ни аварийным. В итоге жители исправно платят взносы на капремонт, который вряд ли состоится.
С чем сегодня приходится сталкиваться жителям домов с дырявыми крышами? Они обращаются в управляющую домом организацию по поводу протекающей кровли: мол, заделайте дыру, течет, сырость, стены цветут... И получают примерно такой ответ: ваш дом включен в программу капремонта на 2034 год. Если хотите отремонтировать крышу раньше, собирайте на ремонт деньги. Ну разве такая ситуация нормальная? Почему людям нужно бесконечно вкладываться в дом, который должен был в свое время быть отремонтирован за счет государства (имею в виду период приватизации).
Почему я разделяю мнение, что программа капремонта у нас практически сорвана. Возьмем 2015 год, когда взносы в фонд жители только начали платить (первые квитанции пришли осенью 2014 года). По сути дела, необходимых средств на счетах еще не накопилось, а отремонтировано в поселке было четыре дома. В доме на ул. Ленина, 66 обновили инженерные коммуникации, на ул. Буденного, 3 а полностью заменили электропроводку, в двух других домах отремонтировали кровли. Смета расходов на все дома составляла порядка 5 млн 600 тысяч рублей.
В 2016 г. капремонт прошел в двух домах, а в 2017 году отремонтирована только кровля в доме на ул. Ленина, 48. Тут, кстати, мне непонятно, почему был выбран этот жилой объект, первый этаж которого сплошь занят частными магазинами. Пусть бы их владельцы его и ремонтировали, жилых помещений в доме совсем немного осталось. Мне объясняли: дом в центре поселка, находится на гостевом маршруте, своего рода лицо райцентра, поэтому строение надо облагородить. Доводы вроде убедительные, действительно, позаботиться о лице поселка надо. Но после ремонта все увидели – фасад как был, так и остался грязным, обшарпанным. На этот год также в план капремонта внесен один объект – кровля дома на ул. Рабочей, 22.
Невольно задаешься вопросом: почему уменьшаются объемы капремонта? Так можно дойти до того, что на ремонт одного дома будет уходить два года, и как тогда будут соотноситься с реальностью выведенные компьютером сроки? Или настолько дорогими стали ремонты, что собранных денег едва хватает на одну крышу в год? Либо дело в сметах, завышающих расходы? Напрашивается и такая мысль.
Справедливы такие претензии собственников: я плачу сегодня, а очередь на ремонт наступает, допустим, в 2030-40 годах. Есть возможность сроки переносить (постановление администрации Приморского края № 324). Но для этого ежегодно управляющие компании должны проводить осенне-весенние осмотры технического состояния домов. Данные осмотров передаются в органы местного самоуправления, которые вправе предложить перенести капремонт в том или ином доме на более ранний период. Хороший вариант, но плательщики взносов должны как-то участвовать в этой процедуре? Что-то не припомню, чтобы дважды в год комиссией проверялось техническое состояние моего дома на ул. Амбулаторной, 9
Ситуация с капремонтом многоквартирных домов в Приморском крае вызывает много вопросов. Этой животрепещущей теме в районной Думе был посвящен депутатский час. Депутаты получили информацию, что ремонт кровли дома № 22 на ул. Рабочей, включенного в график капремонта на 2018 год, обойдется примерно в 3 млн 800 тысяч рублей. Естественно, с такими аппетитами строителей (или сметчиков?) больше одной крыши в год вряд ли получится отремонтировать.
Стоимость ремонта крыши меня сильно озадачила, и я сделал депутатский запрос в Приморский фонд капремонта. Запросил информацию, какая строительная компания будет производить ремонт, какая сумма ремонта по смете, поданной компанией (с копией данной сметы), а также окончательная сумма по смете на ремонт с копией окончательного расчета стоимости. В ответе на обращение мне сообщили следующее: «Региональным оператором размещен электронный аукцион на разработку проектно-сметной документации на капремонт многоквартирных домов, в том числе дома № 22 на ул. Рабочей в пгт. Пограничном. С информацией об аукционе можно ознакомиться на сайте rts-tender.ru».
Ссылку на данный электронный адрес можно считать пустой отпиской. Отследить информацию на интернет-платформе «РТС-тендер», куда отправляет региональный оператор, очень сложно, нужно перебрать огромное количество информации, чтобы найти хоть что-то. Поэтому ставлю под сомнение информационную открытость работы фонда, непонятна людям технология проведения аукционов. Хотелось бы открыто видеть процедуру отбора подрядчиков, список победителей конкурса. Кто способен навести в этой структуре порядок – власти или собственники? Вопрос на сегодня открытый.
Сколько угодно можно возмущаться непрозрачностью работы фонда, обнажать недоработки, слабые стороны, подозрительные с точки зрения коррупции методы организации конкурсов. Но состояние наших многоквартирных домов от этого лучше не станет.
Какие есть варианты выхода из тупика под названием фонд капитального ремонта многоквартирных домов? Собственники могут уйти от регионального оператора, создать ТСЖ (причем объединить несколько домов) и аккумулировать средства на счете товарищества собственников, направляя их на капремонт. Владельцем спецсчета может стать и управляющая компания. Но это решать собственникам, если они настолько доверяют своей управляющей домом организации.
Идеальным вариантом считаю такой: вернуться к действующему положению закона о приватизации жилых помещений в той части, где говорится о ремонте домов. Государство должно заплатить за ремонт в коммунальных домах, чтобы людям жилось в них комфортно сейчас, а не через 30 лет. А средства, потраченные им, собственники возместят взносами на капремонт, тем самым погашая государственные траты. Так, думаю, будет правильно.
Михаил Губарь,
депутат Думы Пограничного муниципального района.