Судьбы ее простое полотно Нина Ивановна Полищук ждет не дождется, когда же придет тепло в Приморье. Всю зиму она прожила у дочери в Сергеевке, но сердце просится в Украинку, где стоит ее дом. И хотя она на днях отметила свой 85-летний юбилей, мечтает поскорее начать огородные работы, уж очень соскучилась по зелени, по своим цветочкам.
Как ни пытались журналисты сфотографировать улыбку бабушки Нины, никак не получалось уговорить улыбнуться. Да и от расспросов о судьбе, веселья не прибавилось – уж столько выпало ей испытаний, что трудно представить, как вообще она выстояла, не растеряла тепло души и оптимизм.
Родом Нина Ивановна из села Пселец Пристенского района Курской области, в 30 километрах – знаменитая танковым сражением Прохоровка, в 50 – Курск. Совсем девчонкой застала войну, оккупацию, голод.
Отец Нины Иван Варавин ушел на войну в первые же месяцы войны и погиб на фронте спустя два месяца. Многодетная семья осталась без кормильца, а затем в село вошли оккупанты.
– В наш дом немцы загнали пушку, а нас выгнали, – вспоминает Нина Ивановна. – Местность там равнинная, деревьев мало, вот и придумали спрятать орудия по домам. Хозяев выгнали, отобрав живность и всю нехитрую снедь, так что взрослым и детям пришлось голодать. Взрослых гоняли на работы, а дети пережидали в погребе. В семье от голода умерло трое ребятишек.
– Если бы не крапива и лебеда, не все выжили бы… Помню, лежит мой младший братик в гробу, заходит в дом немец, смотрит внимательно: «Малютка капут!», – переносится воспоминаниями в далекое детство Нина Ивановна, – в тот день маму на работу не взяли, дали возможность проститься.
– При наступлении советских войск дом не уцелел. Чудом, за несколько минут до атаки на село, выскочили из погреба, где отсиживались, и побежали в лесок. Только это и спасло, крыша погреба не выдержала многотонного танка, и он застрял там. Если бы не сбежали, все бы оказались придавлены железной махиной, – делится с нами Нина Ивановна.
После оккупации восстанавливать дом, хозяйство пришлось самим. Без мужа и отца было тяжко справляться с проблемами, поэтому у них и нашел отклик послевоенный призыв ехать на Дальний Восток – понадеялись вместе с сестрами и матерью, что там будет легче. Почти полтора месяца заняла дорога в Приморье. Выехали 8 марта 1950 года в вагонах-теплушках, едва приспособленных для перевозки людей.
– Помню, подъехали к Новосибирску, я подошла к дыре, что вместо окна в вагоне была, смотрю на город, а в лицо снег… – припоминает бабушка. – Мне было тогда 17 лет, а помню это, как сейчас.
Приехали в Украинку, временно жили на подселении в домике, где уже жили бабка с сыном и невесткой, потом у женщины с пятью детьми. Тоже было тяжело, но надеялись на лучшее, работали от зари до зари в поле, таскали на себе мешки, заготавливали дрова. Да и по молодости лет тяготы переносились легче.
А в 19 лет вышла Нина за ровесника, механизатора Василия Полищука. Через год, в 1953 году, родился у молодой пары первенец Саша, погодком – Алексей, дочка Галина, у которой теперь и живет Нина Ивановна, родилась в 1956 году. Потом были Петр, Наталья, Николай и Михаил. Всего семеро, как говорится, по лавкам.
Чтобы прокормить большую семью работала в колхозе - в растениеводстве летом, на водокачке зимой.
– Лед приходилось постоянно колоть, чтобы водой животных поить. На морозе намашешься ломом, так что рук не чувствуешь, – рассказывает Нина Ивановна.
А дома ждали дети и хозяйство – коровы, бараны, свиньи, куры, огромные огороды. Дети в работящей семье тоже росли не белоручками, все умеют делать, работы не боятся.
За материнский подвиг у Нины Ивановны есть медаль. Но все же самой большой наградой для нее является большая дружная семья.
На юбилеи старается приехать вся многочисленная родня. Устраивают бабушке настоящий праздник. Вот и из Новосибирска, который так запал в память Нине Ивановне с юности, когда она ехала в Приморье в вагоне-теплушке, приехала повидаться внучка с семьей, так получилось, что живут они теперь там.
Домашними заботами родные ее не утомляют, но и она не может сидеть сложа руки. Занята любимым делом – вяжет. Самым замечательным подарком на день рождения бабушке стали разноцветные моточки пряжи: столько можно из них связать теплых и красивых носков! Узнав, что моточки пряжи предназначаются для бабушки-рукодельницы на ее 85-летие, продавец от души подарила ей еще один.
Не на продажу она их вяжет – родня большая, всем нужны обновки. Мелькают спицы, вот и готова еще пара. Разлетаются нехитрыми подарками шерстяные носки – будут греть внуков, правнуков и праправнуков, даря им тепло любящего сердца и трудолюбивых рук бабушки Нины.