Из глубинки – в столицу В городе Сочи закрылся XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов, в котором приняли участие 20 тысяч молодых делегатов из 180 стран мира и 5 тысяч волонтеров. Такие фестивали проводятся с 1947 года по очереди в разных странах. Этому движению уже 70 лет, а 60 лет назад, в 1957 году, Москва принимала гостей из 131 страны. Фестиваль молодежный, но что примечательно: больше знает о сегодняшнем событии не молодежь, а расцветают улыбками и по-молодому ойкают при его упоминании люди, как теперь говорят, почтенного возраста. Потому что в их памяти фестиваль 1957 года в Москве отложился как нечто грандиозное, легендарное, удивительное по доброжелательности. Эта легенда ожила и памятью вернула их в молодость, в прекрасную пору послевоенного мира, когда все было впереди.
Кто ж в нашем районе не знал в 60-90 годы замечательную труженицу из села Барано-Оренбургского Зинаиду Алексеевну Ермолаеву (в девичестве Кузьмина, по первому мужу Понявкина). О ней часто писала районная газета, когда она работала дояркой в колхозе «Заря коммунизма», потом бригадиром овощеводов совхоза «Барановский». Но о том, что она была участницей VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в городе Москве, как-то забылось. А она всю жизнь как зеницу ока хранила вот эту общую фотографию делегации. Ее часто рассматривали дети, в редкие минуты отдыха брала в руки Зинаида Алексеевна, рассказывала дочерям Лене, Татьяне, сыну Сергею, что это была за поездка. Уже когда Зинаиды Алексеевны не стало, случайность помогла напомнить землякам об этой страничке биографии знатного бригадира. Село готовилось к очередному юбилею, жители сносили в клуб фотографии, семейные реликвии, вырезки из газет. Дочь Татьяна принесла эту и другие фотографии из семейного альбома родителей.
Фото ярко и правдиво рассказывает о той эпохе, том времени и настроении людей послевоенного Союза, в котором проходил фестиваль. Лица, одежда, прически, оформление снимка – это послание из прошлого века. Понимаешь, как изменилась жизнь, настроение, мироощущение, ценности. В характеристике, которую дал молодежный сайт нынешней делегации молодежи от Приморья, говорится: на фестиваль едут молодые, амбициозные и талантливые представители НКО, молодежь, достигшая лучших результатов в науке, спорте, педагогике, политике, студенческой деятельности. О делегации, в которую 60 лет назад вошла наша землячка Зинаида Кузьмина, было сказано, что в нее вошли молодые люди, достигшие высших результатов в надоях молока, намолотах зерна, вылове рыбы, успехов в службе и т. д. Зинаиде было 19 лет, и ее включили в делегацию как одну из лучших молодых доярок края, комсомолку-общественницу, певунью и плясунью в сельском клубе.
ç ç ç СТР. 1
– Мама очень много рассказывала нам о той поездке, – поделилась Татьяна Александровна Евменова, главный специалист-ревизор финансового управления администрации района. – Она ведь никуда до этого не выезжала, а тут сразу такое путешествие через всю страну. Как она говорила, это было удивительное событие, такое состояние подъема, радости, ликования, что жалко было терять время на сон. И Москва не спала круглые сутки. Песни, музыка, танцы на улицах, площадях, толпы улыбающихся людей – все слилось в единый праздник общения и доброты. В такой суете мама потеряла сумочку, но и этот факт не выбил ее из колеи, члены делегации сбросились, купили Зинаиде модный клатч, дали денег. Эту сумочку мама хранила всю жизнь. Она всегда говорила нам: «Учитесь, будьте всегда с людьми, не жалейте времени для общественных дел, старайтесь узнать свою страну, путешествуйте при первой возможности».
Как-то так получилось, что моя сестра Лена, когда училась на мастера-строителя в училище с. Покровка, как лучшая студентка по путевке училища ездила в Болгарию, - продолжает Татьяна Александровна. - Брат Сергей, бригадир-полевод совхоза, был направлен на стажировку в Москву. Мама с нетерпением ждала его возвращения и потом долго расспрашивала, что он видел, где был, как выглядит теперь такая-то площадь, улица, здание. Меня, студентку Уссурийского совхоз техникума, в 1987 году наградили путевкой в город Ригу. Мы, когда встречаемся, в шутку говорим, что мечту и пожелание нашей мамы исполняем: как ее в 19 лет наградили за труд такой важной поездкой, так и нас, ее детей, отметили.
Судьба у Зинаиды Алексеевны была непростой. Родилась она в с. Новоселище в 1938 году. Отец был военным, его она совсем не помнила. В первые дни войны его призвали на фронт, и в 1944 году он погиб в бою. В 1946 году семья поселилась в с. Барано-Оренбургском. Там была только семилетка, поэтому учиться дальше пришлось в вечерней школе. Была мечта у девушки стать культработником, даже справку ей колхоз дал, что, мол, правление не возражает «в части поступления на учебу во Владивостокскую школу культпросветработников», с припиской, что справка «действительна только для этой школы». Такое вот было время, и справка эта, хранимая в семье, история не только семьи, но и всей страны.
Хорошей дояркой была Зинаида, но образование было настолько важной для нее целью, что, уже будучи мамой с двумя детьми, пережив трагическую смерть первого мужа, она поступила учиться на агронома в Уссурийский сельхозтехникум на дневное отделение. Здесь, в техникуме, познакомилась с Александром Ермолаевым, хорошим парнем, который всей душой принял ее детей, стал заботливым мужем и отцом уже троих детей. Александр Николаевич стал работать в хозяйстве механиком, а Зинаида Алексеевна взвалила на свои плечи овощеводческую отрасль совхоза.
Ее в шутку называли царицей овощных полей. Поля были действительно царские – 200 гектаров капусты, огурцов и помидоров и 120 гектаров картофеля. Есть в каждом работнике своя особенность, чудинка, необъяснимая для других. У Зинаиды Алексеевны она тоже была: свои 200 гектаров овощей она за лето обходила много раз, особенно когда рассада начинала укореняться. Женщины-овощеводы сначала подшучивали над ней, мол, чем твои, Зинаида, поклоны каждому кустику помогут росточку, их же тысячи. Кому надо, тот и без поклонов выживет. А она не кланялась, просто трогала растеньице легкой рукой, не каждое, конечно, но ритуал этот был для нее таким же важным делом, как высокая требовательность к шефам, которые приезжали на поля помогать в прополке и уборке урожая. От всевидящего ока бригадира-агронома ничто не ускользало. Сам первый секретарь райкома партии Игорь Андреевич Латышев ее побаивался в этом плане. Она ведь могла и на его рядок зайти, проверить чистоту прополки, аккуратность выборки огурцов.
Можно, конечно, теперь с иронией говорить о периоде существования коллективного овощеводства, но чем дальше это время, тем с большей благодарностью вспоминаешь таких людей и таких специалистов, как Зинаида Алексеевна Ермолаева. Она 20 лет ходила по этим полям, относилась к ним как к собственному детищу, добилась, чтобы на ее овощеводческом поле оборудовали дренажную систему с колодцами и водоемом. А когда с началом перестройки началась пресловутая специализация и концентрация производства (по сегодняшнему - туманная оптимизация), и овощеводство в совхозах района стало семимильными шагами сворачиваться, у начальства долго не хватало духу трогать овощеводство совхоза «Барановский» только из-за того, что хозяйкой здесь была легендарный агроном Зинаида Ермолаева. «Глянет – рублем одарит», – говорили о ней начальники. Не в плане суровости взгляда, в плане укора и боли за то, что рушится дело всей ее жизни.
– Я ведь все ноженьки оставила на полях, все пятки истоптала, – горестно сказала она, когда уже тяжело болела.
Как же было не истоптать, если и в доме, на собственном подворье они с Александром Николаевичем держали по нескольку коров, другую живность, засаживали большие огороды. Дети были подмогой, но основная доля труда лежала на родителях. Но никогда, как вспоминает Татьяна, они не жаловались ни на что. Наоборот, все как-то у них было ладком да рядком. Зинаида Алексеевна любила петь, голос у нее был хороший, и песен она знала много.
Вот такой она была, член Приморской делегации Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957 года в г. Москве из сельской глубинки, колхозница Зинаида Алексеевна Кузьмина-Ермолаева. Красивая девушка, комсомолка, женщина, жена, мать, бабушка, великая труженица. Креативности и амбициозности по нынешним понятиям у нее не было, но ответственности, мудрости и таланта жить по извечным человеческим законам было не занимать. Ее можно уважать и нужно вспомнить добрым словом в связи с сегодняшним событием в Сочи, хотя бы за ее благодарность и теплые воспоминания о тех днях, которые она провела в столице. Эту благодарность и теплоту она смогла передать детям, которые выросли настоящими людьми. Значит, оставила она свой добрый след на земле…
РАИСА ГЛАПШУН.
Фото из архива семьи Понявкиных-Ермолаевых.
На снимке: Делегация Приморского края, участник 6-го Международного фестиваля молодежи и студентов 1957 г. Зинаида Кузьмина (Ермолаева) - верхний ряд, пятая справа.