Валентина Кучерова: "Школа – моя жизнь" Учительница русского языка и литературы первой школы Валентина Николаевна Кучерова свой выбор жизненного пути сделала почти 45 лет назад, когда переступила порог педагогического института.
– Как и многие одноклассницы, я в детстве мечтала стать учителем, как наша Клавдия Никитична Чеботарева, можно сказать, легендарный жариковский педагог, – делится Валентина Николаевна. – Мы любили ее, копировали манеру поведения, привычку поправлять очки, нам казалось, что лучше нее учительницы нет. В старших классах меня захватила мечта стать художником, но я рада, что все-таки поступила в пединститут. Мне нравится моя работа, я с удовольствием утром иду в школу, летом с нетерпением жду 1 сентября.
Родом Валентина Николаевна из Жариково, из большой семьи с шестью детьми. Отец рано ушел из жизни, и матери пришлось поднимать всех в одиночку. Но она, простая сельская женщина, справилась, смогла всех выучить. И что примечательно, дети, выбрав в юности профессию, остались ей верны на всю жизнь, без каких-то метаний и поисков лучшей доли.
В селе Валентина окончила школу и туда же вернулась спустя несколько лет после учебы уже дипломированным специалистом. Конечно, было волнение – как примет сплоченный учительский коллектив бывшую ученицу?
– Приняли меня по-доброму, – вспоминает Валентина Николаевна начало своей учительской карьеры. – Я благодарна за поддержку своему бывшему учителю физики и директору школы В. Н. Швейковскому, учителям, которые на первых порах мне помогали и словом, и делом – М. Н. Фисюк, А. Н. Визгаловой. Для меня их педагогический опыт был очень полезен.
У молодой учительницы появилась семья, родились дети. Кучеровы переехали на Камчатку, где она тоже работала педагогом. Об этом времени остались только добрые воспоминания, за этот период появилось много знакомых, с кем дружили семьями. Сейчас их развели расстояния и порой даже границы, но они по-прежнему переписываются и созваниваются, даже ездят друг другу в гости.
В силу жизненных обстоятельств в 1995 году пришлось вернуться в Пограничный район, но и об этом решении не жалеют.
– Тогдашний директор школы Татьяна Дмитриевна Девяткина пригласила в школу, мне дали кабинет № 3 на первом этаже. Получается, что я здесь работаю уже 22 года, – улыбается Валентина Николаевна.
Более десяти лет Валентина Николаевна руководит школьным методическим объединением учителей русского языка и литературы. И не устает хвалить коллег, отмечая их сплоченность, ответственное отношение к делу, готовность помочь друг другу. У нее как у классного педагога прошло несколько выпусков, и нынешние одиннадцатиклассники уже весной закружатся в прощальном вальсе.
– Для меня важно не только научить детей писать без ошибок, замечательно, что нет двоек на госэкзамене, – делится педагог, – но гораздо важнее, чтобы ребенок стал хорошим человеком. Чтобы понимал, что такое настоящая дружба, взаимовыручка, отличал добро и зло, был думающим и понимающим. Мне приятно, когда я беру класс и вижу, как дети растут, меняется их выражение глаз.
Если говорить о русском языке и литературе, то это не просто базовые школьные предметы, они, как никакие другие, помогают детям понимать друг друга и поступки людей. Да, мы, учителя, консерваторы, это значит, что мы – хранители традиций, но должны идти в ногу со временем, уметь находить с учениками общий язык, понимать их.
Рассказывая о профессии педагога, Валентина Николаевна припомнила недавнюю встречу однокурсников. Они увиделись спустя 40 лет после выпуска, и оказалось, что из десяти человек всего трое остались в профессии. Остальные нашли себя в других сферах, порой далеких от педагогики. Все же непростая это работа.
– Подумала, что мне и удивить их нечем. Никаких резких поворотов судьбы и приключений. Одна работа уже много лет, семья, двое взрослых детей, четверо внуков. Все стабильно. Наверное, по меркам некоторых людей я скучно живу, – призналась Валентина Николаевна. – Но разве в бешеном школьном ритме заскучаешь? А быть в ладу с собой, растить детей, помогать им находить себя и свое место в жизни, разве это не счастье?