Дядька с маузером Так военные называли разведчика Александра Баркевича, который после войны жил в селе Барабаш-Левада.
Впервые об Александре Павловиче Баркевиче я прочитала в переписке редакции газеты «Вестник Приграничья» в ее группе на сайте «Одноклассники». Тогда А. Самойленко, сын Александра Андреевича Самойленко, который с 1939 года служил в Гродеково, упомянул Баркевича в своем рассказе.
«В 1945 г. артиллерийский полк, входивший в 187-го стрелковую дивизию, занял позиции в районе с. Решетниково, близ с. Барабаш-Левада, – сообщил Андрей Самойленко. – Командир батареи 325-го полка (гаубицы 122 мм) Александр Самойленко (мой отец) рассказывал: «На позиции его батареи на хребте Волынском периодически с территории Маньчжурии выходил дядька с маузером и просил вызвать пограничников – это был разведчик Баркевич. Благодаря его работе все цели – огневые точки японцев – были известны и уничтожены огнём артиллерии 325-го полка 187-й дивизии в августе 1945 года».
Вот это да! Оказывается, разведчик – это наш земляк, после войны Баркевичи жили в Барабаш-Леваде. И вот, действительно, на фотографии 1975 г., в год 30-летия Победы, все ветераны с. Барабаш-Левада сфотографировались на память, и среди них – пасечник Александр Павлович Баркевич с орденами на праздничном пиджаке.
Кто же он, этот «дядька с маузером»? Крупицы его биографии помогла собрать Любовь Матвеевна Федорченко – односельчанка Александра Павловича. Она припомнила, что родился он в большой семье и, по словам родных, знал четыре языка. Но откуда простой пасечник мог знать четыре языка? Поиски в Интернете информации о нашем герое привели на сайт репрессированных. Там обнаружились его отец и брат. Оба были обвинены в антисоветской деятельности. Отец Павел Иванович, работавший истопником в бане, был арестован в феврале 1938 г., расстрелян 16 сентября, а младший брат Петр Павлович, работавший водителем в «Далькинотресте», был арестован в октябре 1937, а расстрелян 28 декабря.
Из справки по реабилитации 1970 года стала ясна и возможная причина ареста: брат Петр родился в 1914 г. на станции Пограничная Китайско-Восточной железной дороги. Пограничной в то время называлась нынешняя китайская станция Суйфэньхэ. Значит, семья много лет жила в Китае.
Наш герой родился в 1905 г., значит, еще будучи ребенком, выучил китайский язык в непосредственной языковой среде. С языками разобрались: украинский мог знать, потому что отец родом из Киевской губернии, там же родился и Александр Павлович. Китайский выучил в детстве, возможно, оттуда же и знания японского. И, само собой разумеющееся, – русский язык.
По словам родных, Александра Павловича тоже арестовывали в 1938 г., но затем выпустили. Через год, в возрасте 34 лет, Александр Павлович поступил на службу в НКВД – в 58-й пограничный отряд.
В наградном листе в графе «звание» записано: переводчик 58-го пограничного отряда НКВД Приморского округа. В приказе по войскам Первого Дальневосточного фронта от 20 сентября 1945 г. о награждении его орденом Отечественной войны 1 степени он значится как военнослужащий без звания, переводчик.
Представлял к награждению Александра Павловича начальник пограничных войск НКВД Приморского округа генерал-майор Зырянов. И награда планировалась высокая – Орден Красного Знамени – третий по значимости орден Советского Союза. Но наградили орденом Отечественной войны 1-й степени. Эта награда была учреждена Указом Президиума ВС СССР от 20.05.1942 г., ей награждались лица рядового и начальствующего состава Красной Армии, военно-морского флота, войск НКВД и партизанских отрядов, проявившие в боях за советскую Родину храбрость, стойкость и мужество, а также военнослужащие, которые своими действиями способствовали успеху боевых операций наших войск. Высшей степенью ордена является 1 степень.
В наградном листе Баркевича, оформленном на 40-летнего разведчика 14 августа 1945 года, уже через несколько дней после наступления советских войск на японские позиции, читаем: «С 1939 года по настоящее время состоит на службе в 58 ПО НКВД. За это время неоднократно, рискуя жизнью, выходил по заданию командования на территорию Маньчжурии с целью разведки военных объектов противника и добыл целый ряд ценных данных по интересующим нас объектам.
С 8 на 9 августа с. г. Баркевич, как хорошо знающий сопредельную территорию, использовался в качестве проводника частей Красной Армии при захвате частями Красной Армии трех тоннелей. С возложенной на него задачей справился отлично, вследствие чего тоннели частями Красной Армии были заняты своевременно, не дав возможности противнику взорвать их. Принимал непосредственное участие в захвате тоннелей и их удержании до подхода главных сил. После захвата частями Красной Армией ст. Пограничная Баркевич использовался по выявлению и изъятию агентуры японцев и враждебной Советскому Союзу СССР белой эмиграции». Разведчик действовал в одиночку и, как видим, весьма эффективно.
Что еще удивило в наградном листе, так то, что место его рождения вымарано, зато в графе «семейное положение» указаны поименно и жена Анна 35 лет, и сын - 17 лет. После войны семья разрослась – 8 детей воспитали супруги Баркевич.
Родные и близкие мало что могли рассказать об Александре Павловиче – в жизни он был немногословен. Не мог «дядька с маузером» рассказывать о своей службе разведчиком ни во время войны, ни после неё – такая секретная была его война. Может, поэтому в селе к нему относились настороженно. Ведь многие мужчины ушли на фронт, погибли, а он в тылу, ходит в Китай…Сельчане предполагали, что занимается контрабандой, не догадываясь о более высокой миссии разведчика...
После войны Александр Павлович работал бригадиром полеводов, пасечником. Вот такой незаметный герой Второй мировой войны жил в Барабаш-Леваде.
Светлана Мефодьева.
Фото предоставлено С. Мефодьевой.
На снимке: В год 30-летия Победы ветераны села Барабаш-Левада сфотографировались на память. 1975 год.