Не ждать, а действовать За последние три года районная Дума несколько раз выносила рассмотрение вопроса об обращении с отходами и о несанкционированных свалках на свои заседания. Только в текущем году возвращалась к этой теме дважды. С чем связан пристальный интерес к ней законодательного органа власти? С этим вопросом мы обратились к председателю Думы района И. А. Басюк.
– С 2015 года в соответствии с изменениями в законодательстве полномочия по обращению с отходами с уровня сельских поселений перешли на уровень района. Теперь ответственность за то, как в наших сельских поселениях налажена эта работа, лежит на администрации района. Однако проблем с исполнением этого полномочия очень много, особенно на территории Жариковского сельского поселения. Ранее, несмотря на скудный бюджет, поселение с ним справлялось, велся сбор и вывоз мусора. Сейчас же получается, что сельским жителям некуда девать отходы, и остановить этот поток мусора тоже невозможно. Это приводит к росту несанкционированных свалок - завалены пустыри, сельские окрестности, берега рек.
Еще осенью депутаты выезжали в села и воочию наблюдали эту картину. Сегодня наша цель – сдвинуть эту проблему с мертвой точки, не допускать ее нарастания. – Депутаты разобрались, в чем причина происходящего?
– Как ни парадоксально, но некоторым тормозом в исполнении этого полномочия на сегодня не только на территории нашего района, но и по краю, в стране в целом стали принятые несколько лет назад изменения в законодательстве, которыми определена новая схема обращения с бытовыми отходами.
Предполагалось, что изменения будут происходить в этой сфере поэтапно, в результате в стране будет выстроена современная система обращения с отходами, которая предполагает глубокую переработку мусора. Сортировка коммунальных отходов и максимальное использование исходного сырья – это одни из приоритетных направлений государственной политики. Главным организатором деятельности на территории субъектов должны стать региональные операторы, в краях и областях должны быть разработаны территориальные схемы, в которых будут учтены потребности районов и городов, определены полигоны, построены заводы. И полномочия районов в этой сфере, ранее звучавшие как «организация деятельности по сбору, вывозу, транспортировке, утилизации», изменены на «участие в организации деятельности».
К сожалению, внедрение новшеств идет с заминками. Не определены в большинстве субъектах страны региональные операторы, не разработаны территориальные схемы. Это и проблема несвоевременного выпуска подзаконных актов, регулирующих деятельность в смежных сферах. Предполагалось, что новая схема обращения с отходами заработает с 1 января 2017 года. Но теперь обозначено, что срок вступления закона в силу перенесен на 1 января 2019 года. Затянувшийся переходный период создает сложности для всех.
Самый главный вопрос, который встал сегодня перед администрацией нашего района – в каком объеме в этой ситуации она должна исполнять полномочие по обращению с отходами, если ей законодательно определена роль участника? Рассмотрев неоднократно этот вопрос на заседаниях Думы, мы увидели, что администрация больше склоняется к такой позиции – ждать, когда заработает региональный оператор. Этим и объясняется отсутствие сбора бытовых отходов на территории Жариковского сельского поселения. – И эта позиция не устраивает депутатов?
– Не только нас. Главное – она не устраивает наших избирателей, жителей сел, которые обращаются к депутатам по этому поводу. И мы решили глубже разобраться в этом вопросе, обратились к опыту других районов, обратились за консультацией в департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды. Цель преследовали одну – не обвинять нашу администрацию, а помочь разобраться в трудном вопросе и выйти из тупика. – К чему в итоге пришли депутаты?
– Укрепились в своей позиции, что бездействовать нельзя. В департаменте природных ресурсов администрации края нам дали разъяснения, что новая схема обращения с отходами рассчитана на участие в ней регионального оператора. Сегодня он не определен, новая схема не вступила в силу, поэтому исполнение полномочия в переходный период ложится на плечи района, как это делается в других муниципальных образованиях. – Например?
– Например, в Хасанском районе по улицам сел определены маршруты специальных машин, ведется сбор мусора. Там аукцион выиграла управляющая компания, которая имеет лицензию на сбор и вывоз коммунальных отходов. Всю работу с населением ведет она. Тариф на сбор, вывоз и размещение отходов определен краевым департаментом.
В Октябрьском районе пошли еще дальше. Управляющая компания, которая выиграла аукцион, установила в части сел контейнеры, заключает договоры с населением. Разъяснительную работу помогают проводить старосты, активисты, убеждая население пользоваться контейнерами. Конечно, работа с контейнерами требует финансирования, но выделение его из бюджета оправданно: район очистился, хотя еще недавно был в такой же неприглядной ситуации. – Непросто убеждать, что за вывоз мусора нужно платить. Большинство жителей частных домов, в отличие от жителей многоквартирных, не привыкли к этому...
– Следует помнить, что новая система обращения с твердыми коммунальными отходами предполагает, что со временем за вывоз мусора платить по утвержденным тарифам будут все.
Задача органов местного самоуправления в переходный период – принимать муниципальные программы, разрабатывать свои схемы, вести разъяснительную работу, приучать людей к грамотному обращению с отходами. Мы от этого никуда не уйдем. – Ирина Августовна, вы довольны разговором, который состоялся на июньском заседании, когда рассматривался вопрос о бытовых отходах?
– Разговор и на Думе, и на депутатской комиссии получился серьезным. Был заслушан опыт Пограничного городского поселения, которое осуществляет такое полномочие через МУП «Коммунсервис». Ими закуплены контейнеры для частного сектора, ведется работа по заключению договоров с населением из частного сектора на вывоз отходов.
Депутаты высказывали свое мнение, и оно оказалось единым. Приход регионального оператора в 2019 году все равно потребует работать по-новому. То есть ничего не мешает администрации района сейчас планомерно проводить работу.
Например, Виктор Петрович Боровков сказал, что нельзя мириться с происходящим, нужно искать выходы из ситуации, ожидание 2019 года только загонит район в тупик. Критично высказался Андрей Александрович Гаврик, который воспринимает как бездействие администрации района сложившееся положение с выполнением полномочия.
Ирина Тужик говорила, что решить вопрос реально, нужно только действовать настойчиво. Она высказала пожелание не опускать руки, сельские жители ждут исполнения полномочия хотя бы в прежнем объеме.
Депутат Харенко считает, что эта тема должна стать одной из приоритетных для администрации, несмотря на нехватку средств. «Мы, депутаты, поддержим выделение средств на это полномочие», – высказался Александр Васильевич.
Депутаты Владимир Пирогов, Владимир Евдокимов, которые по роду работы хорошо знают эту тему, говорили о готовности своих предприятий выходить на аукционы для последующей работы по вывозу отходов. – Однако на заседании Думы со стороны администрации района прозвучало, что она настроена так организовать исполнение полномочия по обращению с отходами на территории Жариковского сельского поселения, как оно организовано в Сергеевском сельском поселении. Что скажете по этому поводу?
– По селам Сергеевского поселения два раза в месяц проходит машина, принадлежащая ИП «Михалев». По договору с хозяйственным управлением администрации района она собирает мусор, который возле своих дворов выставляют жители. Но, как рассказывает глава поселения Н. В. Кузнецова, делает это только небольшая их часть. Главная же проблема в том, на ее взгляд, что жители разучились платить за эту услугу в отличие от тех лет, когда полномочие исполняло само поселение и с жителями заключала договоры управляющая компания. Когда войдет в силу новая схема обращения с отходами, людей вновь придется убеждать в необходимости платить.
Помимо этого, администрации района предстоит реорганизовать МУП «Жариковское», присоединив его к своему хозуправлению, на которое будет возложено исполнение полномочия. Мы, депутаты, не видим в этом необходимости. Это ведет только к затягиванию сроков.
Почему бы уже сейчас не исполнять это полномочие, имея в структуре администрации целое управление, занимающееся вопросами жилищно-коммунального хозяйства? Тем не менее, если к заседанию Думы в августе, где мы снова вернемся к этому вопросу, вариант, предложенный районной администрацией, даст положительный эффект, будем только рады, нам важен результат. – Возле Пограничного есть место, где традиционно складируются бытовые отходы. По новой схеме у нас должна быть открыта площадка селективного сбора, то есть разделение отходов должно происходить еще на этапе сбора. Законом устанавливается запрет на захоронение тех фракций отходов, которые подлежат утилизации. Все это должно быть организовано к 2019 году, не так ли?
– Действительно, ждать полтора года, чтобы заняться этим, не стоит. Если начать работу сейчас, это избавит от множества проблем в будущем.
Также нужно обратить внимание на проблему ликвидации имеющихся несанкционированных свалок. Пока работа по их ликвидации сводится к рекультивации, но нужно прорабатывать более эффективный и экологически безопасный способ. И об этом говорилось на заседании.
Повторюсь, нужно сдвинуть проблему с мертвой точки, и мы, депутаты, готовы всемерно поддерживать администрацию в этом направлении.