Материнской любви хватит всем Сегодня Людмила Геннадьевна Грибанова точно не припомнит, когда ее посетила мысль взять на воспитание детей. Кажется, она не покидала ее никогда. Особенно будоражили ее материнское сердце телевизионные передачи о брошенных сиротах, волновали душу публикации в районной газете о детях из приюта, которые мечтают иметь родителей, жить в семье.
В одну из таких минут, переполнявших ее душу состраданием, она завела разговор с мужем Владимиром Тимофеевичем о том, чтобы приютить в своем доме приемных детей. Не понадобилось ей долго убеждать супруга, приводить неоспоримые аргументы. Согласие было получено сразу.
Их большой дом всегда был заполнен детскими голосами. Людмила Геннадьевна – многодетная мать, с мужем они вырастили пятерых детей. Четверо родилось у нее в первом браке, самый младший совместный сын уже студент. Дети взрослые, устроенные в жизни, имеют свои семьи, и родительский дом навещают не так часто. Вот тогда все настойчивее стала посещать женщину мысль о приемных детях. Она интересовалась условиями устройства детей в семью. Узнала, что с мужем они могут стать воспитателями семейной группы, взяв на воспитание несколько ребятишек. И такая форма показалась им наиболее оптимальной.
Вот что сама рассказывает Людмила Геннадьевна о первом посещении детского приюта в селе Барано-Оренбургском, куда она приехала оформить устройство детей в семью.
- Я не была настроена выбирать детей по каким-то определенным критериям. Готова была взять тех, кто просто согласится пожить в нашей семье. Но до этого прочитала в районной газете о двух сестренках, которые хотят обрести приемную семью. Ориентировалась на них. Оказалось, что одну уже пригласили жить в семью. А вторая согласилась поехать со мной погостить, присмотреться и взяла с собой подружку. В итоге жить в нашей семье осталась подружка Полина Котенко.
Одиннадцатилетняя Полинка – первая и старшая из приемных детей - живет в этой семье больше двух месяцев. За время короткой встречи с девочкой не покидало ощущение, что она действительно живет в родной семье. Охотно рассказывала, какие у нее обязанности по дому, искренне радовалась, что числится в школе среди хорошистов, с удовольствием показывала уголок, где она делает уроки, свое спальное место.
Уютно чувствует себя в новой обстановке Полина еще и потому, что девочка она домашняя. Правда, материнской лаской и любовью судьба ее не баловала. С младенчества растила ее бабушка, а когда бабушки не стало, взялась опекать тетя. Но отношения не сложились, и с осени прошлого года Полина поселилась в приюте. И буквально через пять месяцев у девочки снова появилась семья. Теперь вся большая семья Грибановых искренне считает ее своей кровной родней, любит девчушку. Она часто гостит у старших дочерей Людмилы Геннадьевны в Пограничном, дружит с их детьми.
Спустя месяц семья пополнилась еще двумя сиротами из приюта. Девятилетняя Катя и пятилетняя малышка Маша - родные сестры, остались без родителей. Их и взяли на воспитание супруги.
Причем, как рассказала сама Людмила Геннадьевна, и в этом случае не она подбирала детей в свою приемную семью, а скорее, они ее выбрали в матери. По крайней мере, такой эпизод произошел у нее с младшей девочкой.
- Когда приехали забирать сестренок, Машу я ни разу не видела, даже заочно по фотографии не удалось с ней познакомиться, - делится моя собеседница. – Сижу, жду, когда у детей этой группы закончится обед. И вот они шумной гурьбой высыпали из столовой и сразу все ко мне. Здороваются, обнимают, что-то спрашивают. Тут подбегает девочка, всех расталкивает, крепко ко мне прижимается и смотрит в глаза, наблюдая, какая же будет у меня реакция. Так и познакомились с Машей. А теперь все вместе делим наш семейный кров.
- Людмила Геннадьевна, сейчас как-то изменился ваш привычный уклад жизни, ее распорядок?
- Конечно, у меня забот и хлопот прибавилось, а вместе с ними и помощники появились. Мы с девочками любим вместе вареники лепить, пряники стряпать. Заниматься готовкой им очень нравится. Полина много помогает по домашнему хозяйству. Девочка вообще тянется к работе: курочек покормить, пропылесосить, цветы полить, посуду помыть – сама себе такие обязанности установила. Младших к таким делам пока мало привлекаю, маленькие еще, жалко нагружать.
- А я теперь без гостинцев домой с работы не возвращаюсь,- поддерживает разговор Владимир Тимофеевич. – Мне очень приятно сознавать, что дети с радостью ждут моего возвращения, выбегают на улицу, встречают. Ну как же я не порадую их в такие минуты маленькими подарочками…
- А как они вас называют?
- Все по-разному, - улыбаются супруги. – Маша с первых дней стала звать меня бабушкой, а мужа дедушкой, - поведала Людмила Геннадьевна. – Спать укладывается только со мной, и никакие уговоры пойти в свою постель на нее пока не действуют. И Катя так же называет. Полина Владимира Тимофеевича называет отцом, как и мои родные дети. А я для нее тетя Люда, иногда зовет мамой.
В тот день из всех приемных детей в доме я застала только Полину. Малышка Маша была в детском садике, средняя Катя в школе. Поэтому Полине пришлось отвечать на мой непростой вопрос. Почему воспитанники приюта при всем том, что для них в детском учреждении есть шестиразовое полноценное питание, постоянное общение со сверстниками, масса игр, интересных коллективных развлечений, есть возможность заниматься спортом и другими развивающими играми, с превеликой охотой оставляют это все и переселяются в приемные семьи?
- Потому что в семье лучше, - с детской непосредственностью рассуждает девчушка. – Здесь обо мне заботятся, разговаривают со мной, делятся, иногда советуются, а в приюте разговор идет со всеми детьми большой группы. И потом в семье я смогу приобрести те навыки, которые обязательно пригодятся мне в жизни. Здесь могу сама делать покупки, учиться выбирать качественные вещи, продукты. А еще, думаю, дети приюта потому стремятся жить в семье, с родителями, пусть и приемными, чтобы походить на всех остальных детей. Быть не сиротами, не приютскими, а обычными, как все ребята, которые после школы спешат домой и знают, что им там рады.
Растить детей – тяжелейший труд. Думается, никому из родителей, которые вкладывают в воспитание детей всю душу, подробности этой ежедневной, неустанной самоотдачи объяснять не надо. Растить чужих детей еще труднее. Пробелы в воспитании приемных девочек супругам нет-нет да доводится ощущать. И тогда на помощь приходит большой опыт воспитания собственных детей. Терпеливо объясняют девчушкам, что плохо и что хорошо, что грубость девочкам не к лицу, что в их семье приветствуются только доброжелательные друг к другу отношения.
Получится у этих работящих, хозяйственных, порядочных людей вырастить приемных детей по своему образу и подобию, привить им лучшие человеческие качества, какими владеют сами? По крайней мере, к этому они прилагают все усилия, на какие способны. И хочется пожелать им в этом благородном деле терпения и успеха. Чтобы свет их доброты отложился и сохранился в детских душах.