Скорая помощь – неотложная или экстренная? Несколько лет в России действует новый порядок оказания скорой медицинской помощи. Нововведения установили правила, по которым работают все службы скорой помощи, одно из них – это разделение скорой помощи на экстренную и неотложную.
Однако не все в курсе этих преобразований. И по незнанию, а иногда по устоявшейся привычке, или беспокоясь о здоровье собственном и своих близких, люди сразу набирают номер «03». Наибольший пик обращений регистрируется в периоды сезонных вспышек вирусных заболеваний.
Так в чем же разница между скорой медицинской помощью и неотложной? Помочь разобраться в этом мы попросили главного врача Пограничной ЦРБ Егора Михайловича Жидкова. И заодно напомнить нашим читателям, когда на ваш вызов должна оперативно откликнуться бригада скорой помощи, а когда придется обратиться в поликлинику.
– Новый порядок действительно четко разграничивает понятия скорой и неотложной медицинской помощи, – рассказывает Е. Жидков. – В нашей больнице скорую (экстренную) помощь оказывают две фельдшерские бригады. Поводом для экстренного вызова становятся все состояния, которые реально связаны с угрозой жизни человека. К ним относятся нарушение сознания, травмы, болевой синдром, роды, сердечный приступ, отравление, переломы, внезапные заболевания, сопровождающиеся потерей сознания, кровотечениями и т п., требующие срочного медицинского вмешательства.
К неотложным состояниям относятся такие, которые не угрожают жизни. Поводом адресовать вызов неотложке могут быть температура при гриппе и ОРВИ, головокружение, головные боли и боли в грудной клетке, невралгии, затруднение дыхания (кроме астмы), гипертонический криз и пр. К сожалению, население не всегда знает, что вызывать бригаду скорой медицинской помощи нужно только в экстренных случаях. В остальных же случаях помощь (неотложная) оказывается в поликлинике и ФАПах. Не редки случаи, когда в скорую звонят, если пациенту нужно измерить артериальное давление, снять электрокардиограмму. Людям невдомек, что из-за таких вызовов экстренная помощь человеку, которому она действительно необходима, может быть оказана с опозданием.
Поэтому при вызове скорой дежурный диспетчер выясняет, какое состояние у больного, какие есть тревожные симптомы и пр. Это все необходимо делать, чтобы уточнить, в какой медицинской помощи нуждается больной.
Существует определенный алгоритм вызова скорой помощи, нацеленный на то, чтобы быстро определиться с поводом для вызова и с адресом. Связано это с тем, что одновременно может поступить несколько вызовов. Так как у нас работают две бригады скорой помощи, а их количество строго обусловлено численностью проживающего на территории района населения, то соблюдение правил вызова имеет существенное значение.