За что отвечает сельская власть? Этот вопрос стал возникать у сельчан сейчас чаще, чем 10 лет назад в период принятия 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». Тогда он разделил полномочия между двумя властными структурами – администрациями района и поселений.
Полномочия или обязанности властных органов перед населением за создание качественных условий жизни оказались материей очень живой. Они периодически передавались из района в поселение и обратно. Сельчанам не так-то просто было сориентироваться в том, какая сфера кому подчинена. Последняя масштабная передача властных полномочий произошла в конце 2014 года в рамках 136-ФЗ. С 2015 года за районной властью закреплено исполнение жизненно важных позиций: содержание дорог, транспортное сообщение, водоснабжение, теплообеспечение, организация сбора и вывоза бытовых отходов и пр. Словом, из 33 прежних полномочий за сельскими поселениями оставлено 13.
С того периода сельские администрации отвечают за благоустройство территорий населенных пунктов, функционирование учреждений культуры, исполнение некоторых обязанностей по обеспечению пожарной безопасности сельских территорий, выдачу населению нужных справок, ведают землей поселения, имуществом и пр.
А теперь представим, как поступит сельский житель, если в уличной колонке вдруг не станет воды, обнаружится порыв на водопроводе или произойдет иная авария жилищно-коммунального характера... Куда он обратится, если в единственный магазин в дальнем селе не завезли хлеб? Или по дорогам, занесенным снегом, людям не добраться к социальным объектам. Правильно, по проторенной дорожке он пойдет в родную сельскую администрацию. Ведь идея создания поселений в том и заключалась, чтобы местная власть была ближе к людям, лучше знала проблемы территории, оперативно их разрешала.
Два года сельские поселения живут с новым кругом обязанностей. Как удается их исполнять, какие насущные вопросы удается решать, об этом разговор с главой Жариковского сельского поселения Л. Г. Антонюк. – Людмила Григорьевна, с какими вопросами чаще всего люди обращаются в администрацию вашего поселения?
– Обращаются с разными вопросами, независимо от того, находятся они в ведении сельской власти или переданы в район. В основном людей беспокоит водоснабжение, состояние колодцев, уличных колонок, обращаются по вопросам подсыпки дорог, грейдирования, благоустройства мест захоронения и многим другим.
Правда, порой ставят перед сельской властью вопросы, которые и краевая власть не сразу разрешит. Например, злосчастный мост в с. Богуславка. Некоторые напрямую так и говорят: «Что вы сидите, мост не можете сделать...» Но это объект краевого значения, мы не вправе им заниматься. Все же руки не опускаю, несколько писем наша администрация направила в департамент дорожного хозяйства, краевому депутату. По имеющейся информации, на 2019 год запланирована только подготовка проектной документации на мост, а на 2020-й – его строительство. Не факт, что так все и сложится.
Занимаемся облагораживанием территорий, обкашиваем дворы одиноким немощным сельчанам. Если учесть, что Жариково далеко за пределами района славится чистотой, ухоженностью, то, значит, с наделенными полномочиями по благоустройству территорий справляемся.
Но вот столкнулись с тем, что старинное, красивое село Нестеровка с казачьими корнями и традициями «по уши» заросло мусором. Никто ведь не привез сюда отходы с другой местности, значит, сами жители вываливают их за ограду, за околицу. Словами таких граждан не проймешь, штрафами, как видно, тоже. Одна надежда на новый закон по работе с коммунальными отходами, который должен заработать в будущем году.
С января этого года прибавили себе забот по содержанию мест захоронения, памятников, которые относятся к объектам культурного наследия, эти полномочия мы возложили на себя в 2016 году. Ведь сколько и когда привезти дресвы на кладбище, где дорогу подсыпать – мне виднее. А вот при исполнении обязанностей по содержанию памятников столкнулись с большими трудностями. В годы, когда мемориальные объекты возводились, вряд ли рассчитывали, что обелиски простоят многие десятки лет. Памятники разрушаются, мы их ремонтируем, штукатурим, меняем арматуру, «латаем» как можем и на сколько хватает средств, чтобы выглядели они достойно. На самом деле многие памятники нужно менять на новые. Но данные объекты числятся в реестре, охраняются законом, поэтому нам позволительно их только реставрировать. – Может жизненно важные функции, по которым жители обращаются в органы сельской власти, нужно было оставить в местном подчинении, а не передавать в администрацию района?
– Так установлено законодательством. Особенно много путаницы и неразберихи было после передачи этих обязанностей. К примеру, у нас работа по содержанию дорог была отлажена, а специалистам районной администрации пришлось начинать с нуля.
Нам удавалось придорожное пространство своевременно обкашивать, дороги подсыпались, грейдировались. За теплый сезон успевали сделать это не один раз. Протяженность поселенческих дорог составляет до 40 км, объем значительный, но справлялись.
Ведь мы можем заключить договор с дорожной организацией, если сумма договора не превышает 100 тысяч рублей, без проведения аукциона, тогда как администрации района в любом случае необходимо проводить аукцион (в рамках 44-ФЗ). На эту процедуру уходит порядка 40 дней.
Строго говоря, 2015 год прошел безрезультатно, ничего существенного не было сделано ни по обустройству дорог, ни по водоснабжению. Поэтому некоторые полномочия местного значения, которые, на мой взгляд, сподручнее выполнять сельской администрации, с января 2016 года вновь были переданы нам. Себе вернули полномочия по ремонту колодцев и уличных колонок. На эти цели было выделено 500 тысяч рублей. Отремонтировали 15 колодцев, 19 уличных колонок, и эта работа будет продолжена. Заодно помогли выжить коммунальной организации «ЖКХ Сервис Жариковское», которая сейчас входит в районную структуру, обеспечив специалистов работой. – Идут разговоры на законодательном уровне, что поселениям вновь передадут функции по дорогам, содержанию памятников, мест захоронения. Как вы к этому относитесь?
– Совершенно против передачи полномочий по содержанию дорог. Во-первых, потому что успели отойти от этих дел, утратили налаженные прежде связи. А администрация района, напротив, только втянулась, начала работать. Налажена работа по грейдированию дорог, обкосам. Не вижу смысла в передаче этих полномочий обратно. – Трудов и забот вам добавилось после присоединения Барабашлевадинского сельского поселения. С какими проблемами пришлось столкнуться?
– Год назад к пяти населенным пунктам Жариковского поселения добавилось отдаленное село Барабаш-Левада, теперь наше поселение объединяет шесть сел. Наследство, прямо скажу, досталось тяжелое. На данный период в село нет въезда из-за разрушенного моста. Надеюсь, здесь никогда не понадобится помощь пожарных, так как пожарная машина не сможет въехать в село. От жителей Барабаш-Левады звонки в администрацию поступают почти ежедневно. Людям трудно, все-таки сказались на территории два наводнения после тайфунов прошлого и нынешнего годов. Вода залила дворы, огороды, размыла дороги, снесла мосты. Так, разрушенный мост надолго отрезал одну из улиц от центра села, по дороге невозможно было проехать. Администрация района проделала работы по восстановлению моста, к сожалению, сооружение получилось малонадежным, не проходит испытание потоками воды.
Три года библиотека в с. Барабаш-Левада была закрыта, поэтому первой задачей было создание в селе очага культуры. Библиотеку перевели в здание администрации, помещение отремонтировали, навели порядок, создали уют. Теперь библиотека работает, общественная жизнь оживилась: провели день села, другие мероприятия, праздники, идет подготовка к Новому году.
К слову, библиотека в с. Духовском существует не в лучших условиях, отапливается конвекторами. Для надежности обогрева полностью обновили в этом году электропроводку. Во всех домах культуры, кроме богуславского, сделали косметический ремонт. А входную дверь в ДК с. Жариково обновили в третий раз. В ДК сел Нестеровка и Богуславка установили пожарную сигнализацию. – Депутаты Пограничного городского поселения недавно обсуждали тему объединения поселений с передачей всех полномочий району. Ваше отношение к этим инициативам?
– Считаю, что время объединения настало. Такой вывод напрашивается оттого, что даже мизерный набор полномочий, оставленный сельским органам, мы не в силах полноценно выполнять из-за отсутствия денежных средств, кадров. Не имею в виду городское поселение, все-таки эта структура более самодостаточна, а для сельских поселений перспектив не вижу. Население недовольно беспомощным местным органом. И мне, честно говоря, стыдно людям объяснять: мол, на это у нас нет денег, на другое мы не вправе расходовать бюджетные деньги, а третье вообще не наша задача. Если действительно думать о людях, об улучшении условий жизни на селе, а не о собственных интересах, то на пользу дела пойдет передача всех полномочий в одни руки, то есть в администрацию района. Давно говорю уже об этом. Убеждена, что Барабаш-Леваду следовало присоединить к Жариковскому поселению еще лет пять назад, тогда там не накопилось бы столько проблем. И чтобы подобная участь не постигла остальные сельские территории, нам нужно объединиться.
СВЕТЛАНА ЛАБИНА.
Фото из архива «ВП».
На снимке: К главе Жариковского поселения Людмиле Антонюк сельчане часто заходят обсудить острые вопросы и проблемы.