Вероника Калачикова: Материнство – это счастье Она такая же мама, как и большинство из нас: любит своих детей, варит обеды и печет вкусности, хлопочет по хозяйству. А отличает ее то, что у нее четверо своих ребятишек, пятеро крестных и двое опекаемых. При этом Вероника Калачикова успевает работать завхозом в храме Успения Божией Матери, разбираться в премудростях строительства нового здания храма, преподавать в воскресной школе и еще учиться заочно.
Вероника Николаевна Калачикова родом из Покровки. Она стала матушкой Вероникой для прихожан Приграничья совсем юной – в 18 лет, вскоре после того как ее супруг был рукоположен в сан иерея и в 2001 году направлен в п. Пограничный.
А быть матушкой – значит быть для прихожан примером православной женщины, жены и матери. Семья отца Льва и матушки Вероники всегда на виду, обыватели примечают, во что они одеты, как себя ведут, как говорят, на какой машине ездят. Сложно всегда оставаться примером для подражания, но ей, по-моему, это удается.
Накануне Дня матери мы встретились с Вероникой Николаевной, чтобы поговорить о материнстве и женском предназначении. – Не секрет, что в России всего 6% семей многодетные. Да и то они не всегда являются положительным примером, которому хочется подражать. А у вас была многодетная семья?
– Нет, у нас было двое детей. К сожалению, в детстве я не видела примера добрых отношений в семье. Я узнала, что можно жить по-другому, когда познакомилась с семьей отца Андрея, настоятеля храма в Покровке.
Сначала тянулась к монастырской жизни, но и о хорошей, большой семье мечтала, о дочках, чтобы заплетать им косы. Знаете, хотелось счастья. Я была очень юная, когда вышла замуж. Не загадывала, сколько детей будет – сколько Бог даст, только сначала боялась, что их не будет. Теперь у нас четверо – дочки Христина, Анастасия, Ирина и сын Владимир. – Что для вас значит материнство?
– Наверное, материнство – это смысл женского существования. Для меня семья и материнство очень важны. А рождение детей – самые счастливые моменты в жизни.
Думаю, что быть мамой – самое большое счастье для женщины и в то же время огромная ответственность. А большая семья – не тяжелая ноша. Когда в ней подрастают дети, царит мир и любовь, что может быть лучше?
Но нужно сказать и о ценности семьи, а не только о ценности материнства, потому что мать – это все-таки часть семьи. Семья – это муж, жена и дети. Семье нужны и папа, и мама, и дети. – Кроме родных, у вас ведь есть еще и крестные дети, опекаемые. Как вы строите с ними взаимоотношения?
– Крестной матерью в первый раз стала, когда мне было 14 лет. Мой крестник Илья уже взрослый, сейчас служит в армии. Почти все крестники живут в Пограничном, мы общаемся, только не так часто, как хотелось бы.
Один крестник в специализированном детском доме, он там с младшим братом, я оформила над ними опеку. И хотя взять мальчиков к себе на постоянное место жительства не могу, но мы постоянно созваниваемся, я передаю им подарки, навещаю их, хоть и далеко ехать – больше 300 км в одну сторону. Летом возили ребят на море, стараемся, чтобы дети получили побольше впечатлений. Они всегда с радостью ждут встречи, ведь родные их в детском доме не навещают, а это им очень тяжело принимать. – На заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних, куда вы входите, часто видите неблагополучные семьи. Разные люди, разные судьбы. Как вы думаете, что их всех объединяет?
– Равнодушие к детям. Часто приходят с агрессией к ребенку, к нам, говорят: «Не знаю, что делать, такой-сякой, не слушается». Спрашиваешь: «А вы любите своего ребенка?» По поступкам этого не видно. – А что значит «любить детей»? Каждый, наверное, уверен в том, что любит своего ребенка.
– Это не значит, что с ним надо сюсюкать, баловать его. Прежде всего нужно душу вкладывать: беседовать, воспитывать своим примером. Дети, которые с любовью вынашивались, с любовью воспитываются, отвечают тем же.
Если в семье ребенку рады, он чувствует свою нужность и любовь родителей, когда с ним разговаривают не только о бытовых мелочах, а интересуются тем, что его волнует. Такой ребенок никогда не станет убегать, бродить с компаниями, он всегда будет возвращаться домой с радостью.
У нас, у родителей, совсем немного времени, чтобы провести его с детьми, пока они не уйдут во взрослую жизнь. Какими они туда пойдут, что возьмут от нас? Школа, окружение – все это, конечно, влияет на мировоззрение ребенка, но семья – это основа.
На комиссии родители часто признаются, что дети их ни во что не ставят, огрызаются. Я как-то не задумывалась об этом, у нас это исключено. Авторитет родителей у детей утвержден, он непререкаем. В других семьях, видимо, нет уважения детей к родителям, отсюда и такое поведение. – А как достичь непререкаемого авторитета?
– Если в семье царят мир, любовь и доброта, то процесс воспитания идет сам. Бессмысленно насильно учить чему-то детей – они учатся жизни на вашем примере. Если родители между собой ругаются, дети это впитывают, и будут поступать так же. Взрослым нельзя устраивать разборки, выяснять отношения при детях, родители должны быть для них авторитетом.
Нельзя отмахиваться от детских проблем, они имеют свойство накапливаться. Надо своевременно разобраться, что происходит с ребенком. Некоторые считают, что дети сами разберутся, но дело в том, что у них небольшой жизненный опыт, им нужно подсказать.
Нельзя наказывать в гневе. Ребенок не воспримет наказание, только испугается, а агрессия не пройдет бесследно, потом отразится и на вас, и на других людях. – Многие молодые люди настроены сначала пожить для себя, встать на ноги, построить карьеру, а потом уж думать о семье и детях. Как вы к этому относитесь?
– Мне жаль тех, кто так думает. Не знаю, почему это происходит, может, негативный родительский пример или неуверенность в себе, боязнь ответственности. Они страшатся, что придется обо всем беспокоиться, и решают, что проще жить для себя, без мужа или жены и без детей. Боятся потратить свое время на кого-то, кроме себя.
На самом деле это не так. Дети заставляют приносить какие-то жертвы, но это радость и смысл жизни. А что останется у тех, кто выбрал жизнь для себя? Отчаяние. Одинокая старость. Понимание, что жизнь прожита зря. Отсутствие радости и чувства нужности людям. – Какие качества в женщине считаете главными?
– Женственность и терпение. Конечно, нужны многие качества, но эти все же важнее в семье. Если женщина будет нетерпимая, будет взваливать на себя мужские обязанности, то рядом с ней мужчина станет слабым.
Я много думала над этим вопросом и пришла к выводу, что женщине важно научиться довольствоваться тем, что есть. Не мечтать о материальных благах, норковых шубах или дорогих машинах, к примеру. Жить по возможностям, меньше роптать, видеть хорошее.
Как владыка Вениамин как-то на проповеди говорил: «Есть люди-пчелы, а есть люди-мухи. Одни видят вокруг себя цветы, ищут нектар, а другие летят и видят вокруг только…» Не будем мухами!
Все трудности можно преодолеть, если нести их вместе, а не сваливать на одного. – В чем черпаете энергию?
– Наверное, в осознании того, что помогаешь людям. Хочется нести людям радость, жить для других. Приятно, когда люди преображаются, их жизнь налаживается, когда у них в глазах счастье. В этом моя радость, понимаешь, что все усилия, потраченное время, не зря.
Сейчас я учусь на катехизатора в епархии (катехизатор – это специалист, получивший богословское образование и пастырское благословение для проведения в приходе духовно-просветительской деятельности). Хочу еще получить второе высшее образование психолога, у меня такая деятельность, которая требует знаний психологии.
Другим мамам я хотела бы пожелать, несмотря на занятость и множество проблем, все же стараться находить время для детей, дарить им свое тепло. Чтобы они возвращались домой и знали, что им всегда рады. И конечно, быть примером, чтобы дети хотели стать похожими на родителей.
Дина Бушуева.
Фото из семейного архива Калачиковых.
На снимке: Вероника Калачикова: «Быть мамой – самое большое счастье для женщины и в то же время огромная ответственность».