Хозяйка старинного дома Дом на центральной улице села Богуславка под № 89 в последние годы приобрел славу местной достопримечательности. Его показывают приезжим, он входит в число объектов в предполагаемом туристическом маршруте, конечная цель которого - место падения легендарного метеорита «Богуславка». Как-то дом посетили китайские художники из города Харбин...
Словом, притягивает к себе внимание это деревенское жилище, хотя по внешнему виду строение не особо чем-то примечательно. Да, вместительная жилая постройка с высокими потолками, рассчитанная на большую семью, отапливается двумя печками. Но главная его значимость заключается не в размерах, а в возрасте. Старожилы села насчитывают строению сотню с лишним лет. Еще этот дом с историй: самобытной, увлекательной.
Частично поведала мне ее хозяйка дома Лидия Петровна Чеботарь. Отчасти потому, что сама приехала в Богуславку по переселению из Полтавской области в 1951 году. Зато живет в этом доме она с 1958 года. С той поры, как, выйдя замуж за местного механизатора Михаила Ивановича Чеботаря, невесткой вошла в его семью. Некоторые сведения о своем достопримечательном месте жительства узнала она от свекрови, что-то добавили коренные богуславцы, а некоторые события уже из современной истории дома происходили при ее участии. Об этих моментах и своей жизни в старинном доме состоялся у меня с Лидией Петровной задушевный разговор.
Пока я ждала ее с огорода, где хозяйка сама обрабатывала немалые посадки картофеля, осмотрела дворик. Чистенькое, с мелкой травкой, с цветами и деревьями уютное пространство, от которого веет милой деревенской простотой.
- Как у вас аккуратно, приятно во дворе, - поспешила поделиться с хозяйкой своим впечатлением.
- Какое там, - отмахнулась она. - Ничего особенного, поддерживаю порядок, насколько сил хватает. Мне ведь уже 79 лет в марте исполнилось.
На самом деле здесь все просто. Нет замысловатых композиций, современных построек. Зато каждая штакетина в заборе тщательно выбелена, дорожки подметены. В доме шкафы, столы, стулья даже телевизор напоминают давние советские времена. Его обстановка, простое убранство, деревянные окна, массивные стены – от всего веет притягательным духом старины, даже неким налетом загадочности.
Правда, саму обитательницу дома совсем не радует его древность. Побелка осыпается, стекла дребезжат от проезжающего транспорта. Задумала она как-то основательно помыть окна, рамы покрасить, так потом не смогла их закрыть. Теперь окна не открывает.
- Я не знала, что как вдова участника войны имею право на получение благоустроенного жилья по президентской программе. Узнала об этом, когда в 2010 году в доме побывала комиссия. В то время электропроводка была очень старая, такая матерчатая, сплетенная в веревочку. Один из членов комиссии, по пожарной безопасности, признал ее опасной. Через два года его заключение подтвердилось, от проводки загорелась веранда, но огонь удалось быстро потушить, - делится собеседница давними невзгодами.
Старожилы села знают, что дом этот построил казак Толочкин. Зажиточный хозяин, умелый пасечник не только домом оставил о себе память в Богуславке. В его честь названа местность в районе села Духовского – падь Толочкина. В годы становления на Дальнем Востоке советской власти он и несколько крепких крестьян-пасечников не приняли новую власть, покинули обжитые места. В частности, семья Толочкина ушла в Китай, оставив на произвол судьбы дом и подворье. С этого периода начинается отдельная история, как дом казака Толочкина достался семье Чеботарь.
- Мне об этом свекровь рассказывала, - уточняет Лидия Петровна. - Их многодетная семья проживала по-соседству. Во время войны из родительского дома на фронт ушли 4 сына и зять. Невестка с тремя детьми временно переселилась из Уссурийска к родителям мужа. Неожиданно в крепком на вид доме обвалилась стена. Тогда, по словам свекрови, в Богуславке стояло много военных частей, часто приезжало высокое начальство. К нему она и обратилась, чтобы помогли семье фронтовиков получить нормальное жилье. Военные даже поинтересовались у матери четверых воюющих сыновей-солдат, в каком доме они хотели бы поселиться. Она сказала, что не прочь занять соседний большой дом. В ту пору в нем проживали две семьи военных. Военных в спешном порядке переселили, а семья Чеботарь заселилась в дом казака.
С одним из наследников казачьего рода Лидии Петровне довелось лично повстречаться. Произошло это в период перестройки, когда был принят закон о реабилитации пострадавших от репрессий граждан. Не припомнит, был он внуком или правнуком главы казачьего семейства, но, по ее словам, мужчина приехал в дом своих предков с добрыми намерениями.
- Я у него сразу поинтересовалась: мол, хотите дом назад вернуть, оформить наследство? Я была не против этого, - вспоминает женщина. - Тогда в совхозе много домов строилось. Муж был на хорошем счету в совхозе, мы бы получили новое жилье. Но наш гость сказал, что дом ему не нужен, он хорошо устроен в г. Хабаровске, строитель, работает прорабом. А интересуется он своей родословной. Два дня у нас гостил. В архиве работал, со свидетелями общался. Расстались мы по-хорошему. Потом некоторое время переписывались, он сообщил, что получил за дом денежную компенсацию.
Такими особенностями насыщено прошлое векового дома и его обитателей. И хозяйка ему под стать: личность незаурядная, самобытная, открытый человек с чистой душой и трудной судьбой.
Детство ее совпало с военным лихолетьем. Родную деревушку в Полтавской области оккупировали немцы, взрослые вместе с детьми прятались в землянках, спасаясь от беспрерывных обстрелов. В шестилетнем возрасте ей пришлось помогать маме в поле выполнять норму. В первый класс пошла в 9 лет. Очень хотела учиться, после окончания семилетки в с. Богуславка продолжила обучение в средней школе в поселке. Но сильно заболел израненный на войне отец, ему понадобился постоянный уход. Тогда она оставила школу и вместо мамы пошла работать на свиноферму.
С мужем они вырастили троих детей. Сейчас из них осталась одна дочь, живет во Владивостоке, так что обитает в большом доме хозяйка чаще в одиночестве.
За безрадостным детством, трудовой жизнью, тяжелыми утратами не растеряла она ничего светлого, присущего ей радушия, доброго отношения к людям. Поэтому, когда местный художник Анатолий Горячев предупредил ее, что в село приедет группа китайских художников, и гости, вероятно, захотят побывать в старинном русском доме, она не растерялась.
- Утром поставила тесто на пироги. Думаю, люди с дороги устанут, надо по-русски угостить чаем с пирогами. Стряпаю себе в фартучке, платочек на голове. Вдруг стук, заходит целая ватага и давай со всех сторон фотографировать. Пыталась отступиться, мол, хоть платок да фартук сниму. Слушать не хотят, снимают себе, обстановку в доме с интересом рассматривают, - рассказывает Лидия Петровна о визите иностранцев с улыбкой.
Осенью прошлого года в ее доме вновь побывала комиссия по поводу обеспечения вдовы участника войны благоустроенным жильем. Надежда снова засветилась в ее глазах в ожидании, что удача ей улыбнется и старость она проведет в удобном жилище, не таком большом и холодном, которое тяжело натопить.
Хочется, чтобы у этой милой женщины с получением жилья сложилось все благополучно. А историческая значимость старинного дома еще послужит людям, надо только постараться сберечь уникальную сельскую примечательность.
СВЕТЛАНА ЛАБИНА.
Фото автора.